Главная --> Новости --> Итоги деятельности Югорской лизинговой компании в 1полугодии 2008 года Югорская лизинговая компания инвестирует в экономику Югры. Лизинговая группа Europlan увеличила собственный капитал до $120 млн. ROSGAME — пионер Латинской Америки Казахстан: до начала уборочной страды КазАгроФинанс планирует закупить 477 комбайнов.

Последние два года рынок лизинговых услуг развивается стремительными темпами, а сам лизинг как механизм предоставления финансирования постепенно превращается из эксклюзивного в доступный и демократичный продукт. По данным экспертов Высшей школы экономики, в 2003 году общая стоимость заключенных договоров лизинга составляла $3,64 млрд., а в 2004-м, по предварительным данным, — $5,48 млрд. Согласно прогнозам, в нынешнем году объем сделок составит порядка $7,8 млрд. Как утверждают эксперты ВШЭ, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций в основные производственные фонды в 2004 году составил более 6%, а в машины и оборудование — более 12%.

Российский рынок лизинга обрастает признаками цивилизации, радуя общественность первыми публичными сделками по продаже бизнеса. Нарастающая конкуренция и развитие спроса заставляют компании предлагать свои услуги не только корпоративным клиентам, но и обычным гражданам — хоть это и запрещено законом.

Хотя услуги лизинговых компаний обходятся дороже банковских кредитов (на 2—3%), благодаря налоговым льготам с помощью лизинга можно сэкономить на расходах 3—4% от стоимости имущества, а по сравнению с банковским займом экономия средств составит 15—20%. Естественно, все эти преимущества не могут не привлекать российских бизнесменов, перед которыми остро стоит проблема обновления основных фондов. Высокий спрос провоцирует появление новых игроков. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг), за прошлый год число лизинговых компаний выросло на 20% — до 25 Самым заметным из недавних проектов стало создание итальянской банковской группой UniCredito и российским страховщиком РОСНО совместной лизинговой компании «Локат Лизинг Россия» (см. «Профиль» №11, 2005). Свидетельством того, что лизинговые операторы постепенно приобщаются к цивилизованным правилам игры, являются первые публичные сделки. Неделю назад «ЛУКОЙЛ» в рамках программы избавления от непрофильных активов выставил на торги лизинговую «дочку» — «ЛК Лизинг». С молотка пойдут 50,4% акций по стартовой цене 60,3 млн. рублей. Два года назад компания входила в пятерку лидеров по объему портфеля ($70 млн.), так что речь идет о продаже достаточно крупного игрока. Ранее знаковой сделкой, хотя и без проведения торгов, стала покупка в конце прошлого года фирмой Europlan лизингового подразделения крупнейшего продавца иномарок — компании «Кельвин», работавшей под торговой маркой «Рольф-лизинг» (см. «Профиль» №48, 2004).

Этот вид финансовой аренды предусматривает сохранение за кредитором (лизингодателем) права собственности на приобретаемое лизингополучателем оборудование или технику вплоть до погашения всего долга. Чтобы воспользоваться услугой, клиент обращается к компании, которая на собственные средства покупает необходимое оборудование у поставщика, а затем передает его лизингополучателю в пользование. Такая схема обновления или пополнения технического парка предприятий весьма выгодна, так как не требует единомоментного отвлечения крупных сумм из собственных средств. Кроме того, использование лизинга выгоднее других форм финансирования из-за полагающихся законом налоговых поблажек. Речь идет о возможности относить на себестоимость лизинговые платежи в полном объеме и о применении ускоренного коэффициента амортизации — до трех включительно, что позволяет быстрее проводить обновление основных фондов предприятия и уменьшает налог на имущество. В лизинговые платежи можно включить и дополнительные затраты на монтаж, доставку, страхование имущества и пр.

Развитие рынка не могло не сказаться на условиях предоставления услуги. За прошлый год снизились комиссионные затраты, сроки финансирования и требования к лизингополучателям, упростилась процедура заключения сделки. Уменьшился и размер авансовых платежей по договорам лизинга. Сейчас они в среднем составляют 13—15% от первоначальной стоимости имущества. Возможны варианты, когда авансовый платеж будет всего 10%, в отдельных случаях рассматриваются проекты без авансирования. Хотя еще год назад обязательным требованием многих компаний была выплата аванса 20—30% от суммы финансирования.

Помощь «малым»

При невыполнении обязательств перед банком мелкий клиент рискует потерять все свое имущество и обанкротиться, при использовании лизинга компания лишается только приобретенного оборудования. «Проекты технического оснащения «малых» клиентов, с одной стороны, являются более рискованными по сравнению с проектами в установившемся бизнесе, — поясняет гендиректор «Авангард-Автолизинг» Андрей Зайцев, — с другой — малый бизнес является, как правило, бизнесом одной семьи, соответственно, предприниматели подходят более ответственно как к объемам привлекаемых заемных средств, так и к выполнению обязательств по их возврату». В то же время, по словам специалиста, при увеличении стоимости объекта лизинга для «крупных» клиентов возрастает и степень риска, связанная с реализацией этого проекта для лизинговой компании.

Упрощение процедур сделало лизинг более доступным для индивидуальных предпринимателей и предприятий. «Лизинг — альтернатива кредиту для малого бизнеса, так как имеет более низкую планку по обеспечению, ведь лизинговое имущество находится в собственности лизингодателя», — говорит гендиректор «РЕСО-Лизинг» Андрей Мокин. Вместе с тем, определенные проблемы для клиентуры все-таки существуют. Как признаются участники рынка, они без энтузиазма идут на снижение минимальных сумм сделок, в большинстве компаний разговор начинается с $50 тыс. Кроме того, несмотря на рыночную тенденцию к снижению авансовых платежей, при работе с небольшими предприятиями, как правило, лизингодатели требуют крупных первоначальных выплат, начиная с 20—30% от суммы договора. Впрочем, малым предприятиям выбирать между кредитованием и лизингом особенно не приходится — дорога к банковским займам для них и вовсе закрыта из-за высоких требований кредитных организаций. В первую очередь — требований по прозрачности бизнеса. Лизинговые компании, в отличие от банков, не обязаны создавать по высокорисковым сделкам стопроцентные резервы, поэтому они не ограничены в заключении сделок на более длительные сроки с клиентами, не имеющими ни залога, ни кредитной истории. К тому же лизинговые операции, как правило, рассчитаны на два-три года, в то время как банковские займы выдаются малому бизнесу на срок от нескольких месяцев до года.

Парк лизингового периода

Неудивительно, что многие участники рынка теперь стараются ориентироваться и на мелкую клиентуру, хотя еще недавно таких игроков можно было пересчитать по пальцам. По словам руководителя блока планирования и поддержки бизнеса «УралСиб-Лизинг» Дмитрия Шицле, программы кредитования малого и среднего бизнеса позволяют лизинговым компаниям получать рефинансирование под диверсифицированную часть лизингового портфеля либо привлекать напрямую целевые ресурсы западных финансовых институтов, что в итоге отражается на стоимости лизинга для конечного лизингополучателя и позволяет конкурировать лизингу с кредитом по ценовым условиям. Существуют компании, специализирующиеся на обслуживании мелких клиентов, в их числе Europlan, Carcade и «дочка» КМБ-Банка — «КМБ-Лизинг». В том, что клиентура «мельчает», признаются и другие игроки. «Ежегодные суммарные расчетные стоимостные показатели лизингового продукта для малого бизнеса могут легко превысить сотни миллиардов рублей», — утверждает заместитель начальника управления дочерних компаний Банка Москвы Владимир Поляков. Как отмечает зампред банка «Стройкредит» Сергей Рыбин, финансирование малого и среднего бизнеса посредством предоставления лизинговых услуг прежде всего предполагает стандартизацию как самого лизингового продукта, так и требований к лизингополучателям. Такие продукты уже появились — например, в марте скоринг-оценку лизингополучателей запустила компания Europlan — по сделкам объемом до $70—100 тыс., решение о финансировании принимается в течение 15 минут. Ранее подобный механизм использовался только при розничном кредитовании. А «КМБ-Лизинг» ввел унифицированный продукт под названием «Экспресс автолизинг», позволяющий в кратчайшие сроки и при минимальном пакете документов принять решение по сделке.

Популярность услуги легко объяснима. «Связано это с рыночностью сегмента — наличием огромного и разнообразного предложения объектов, то есть автомобилей, динамичным ростом авторынка, легкостью и прозрачностью структуры сделки, огромным спросом», — говорит генеральный директор «Абсолют-лизинга» Ашот Бычков. Автомобили — один из самых ликвидных объектов залога, в России вторичный рынок автотранспорта достаточно развит для того, чтобы можно было без проблем в любой момент продать автомобиль с любым сроком эксплуатации.

По словам опрошенных «Профилем» экспертов, сегодня наиболее востребован лизинг оборудования пищевой промышленности, производства стройматериалов, полиграфического и типографского оборудования, дорожно-строительной техники, телекоммуникационного оборудования, а также автотранспорта. Разные сегменты рынка развиваются неравномерно, наиболее динамичными темпами продвигается автолизинг. На правах финансовой аренды сегодня можно приобрести любой транспорт — будь то легковые авто или грузовые машины отечественного или зарубежного производства. По оценке Дмитрия Шицле из «УралСиб-Лизинга», сегодня лизинг автотранспорта предоставляют около 70% операторов. Особенно широко эта услуга распространена в обеих столицах: порядка 30 лизинговых компаний Москвы и Санкт-Петербурга имеют в своем портфеле по 500 и более автомобилей. По разным оценкам, в ближайшие несколько лет рынок автолизинга будет расти на 25—30% в год. И если сейчас по лизинговой схеме продается порядка 5% новых автомобилей, в будущем эта планка может подняться до уровня в 30%.

Уже сейчас ради расширения рынка сбыта к лизингу приспосабливаются не только поставщики, но и производители автомобилей. Схему «лизинг от производителя», разработанную совместно с российскими банками и страховыми компаниями, активно продвигает КамАЗ. Впрочем, чаще партнерами лизинговых компаний и банков становятся крупные салоны и дилеры. В пакет услуг они могут включать и дополнительный сервис: страховку, регистрацию, смену шин, списание в результате износа и гарантийное обслуживание. «Продолжая европейские традиции, автодилеры активнее всего осваивают сегодня сегмент b2b, а именно — расширяют продажи юридическим лицам, которые заинтересованы в приобретении автотранспортных средств для предпринимательских целей и формировании корпоративных автопарков», — говорит Дмитрий Шицле из «УралСиб-Лизинг».

«Автомобили очень интересны лизинговым компаниям, так как с ними просто и удобно работать, но крупных, специализированных на автомобилях игроков мало, — поправляет начальник управления лизинга автомобильного транспорта компании Europlan Никита Быков. — Немногие лизинговые компании способны предложить богатый выбор услуг широкому кругу клиентов — таких не более десяти, в основном это либо компании с иностранным капиталом, либо аффилированные с российскими банками». К тому же, по его словам, большинство западных компаний работают в узком сегменте — с такими же западными клиентами либо с очень крупными российскими. И не все из них могут оказывать свои услуги в различных регионах России — большинство ограничиваются Москвой и Московской областью. Но число специализированных компаний, уверены эксперты, будет увеличиваться. Они могут создаваться в том числе и дилерскими центрами. Ведь, в отличие от кредитования, где для полноценной работы необходима банковская структура, лизинг может предлагать обычное юридическое лицо, требования к которому минимальны (даже не нужна лицензия).

Еще одна новинка на рынке — появление компаний, которые самостоятельно приобретают автомобили в лизинг, а затем обслуживают предприятия по принципу full-service на правах аутсорсинга. Как правило, это партнеры лизинговых компаний — сервисные компании по управлению автопарками, а также представительства западных автопроизводителей и крупные дилеры, способные предложить сложный автопарк с разбивкой машин по ценовым категориям, а также обеспечить регистрацию в ГИБДД, круглосуточное техническое обслуживание и пр. Такой сервис удобен, хотя и недешев: оплачивать приходится не только транспортные расходы, но и дополнительные услуги подрядчика. Тем не менее это освобождает от необходимости держать транспорт на своем балансе (ведь он может и простаивать), ежемесячно теряя средства на его содержание и оплату услуг водителей и ремонтных служб. К такой услуге чаще всего прибегают молодые компании, хотя среди клиентов уже появляются и крупные предприятия.

В рамках автолизинга обычно предлагается два продукта — финансовый лизинг и оперативный. При более распространенном финансовом вся стоимость автомобиля выплачивается лизинговыми платежами и право собственности в конце срока автоматически переходит лизингополучателю. В основном такой услугой пользуются предприятия малого и среднего бизнеса. Оперативный лизинг — своего рода аренда без права выкупа, при таких операциях в конце срока договора имущество возвращается к собственнику — лизингодателю. По словам Никиты Быкова, при оперативном лизинге платежи на 30—40% меньше, чем при финансовом, так как в них клиент выплачивает стоимость автомобиля за минусом остаточной стоимости. Если в конце срока клиент захочет получить авто в собственность, он должен оплатить компании остаточную стоимость. К этому виду лизинга обычно прибегают крупные корпорации, которые стараются минимизировать свои расходы по эксплуатации автомобилей и не связываться с их регистрацией по окончании срока лизинга. Оперативный лизинг интересен и тем клиентам, которые пользуются оборудованием ограниченное время. Это относится к сложной строительной технике — например, автокранам повышенной грузоподъемности, машинам для транспортировки негабаритных грузов и т.д.

Несмотря на бурное развитие рынка автолизинга, по мнению Ашота Бычкова, со временем конкуренция в этой сфере обостряться не будет. «Скорее станут выделяться компании, специализирующиеся в этом сегменте и способные предложить клиенту помимо денег еще и необходимые дополнительные услуги. Остальные с этого рынка уйдут», — уверен Бычков. Что касается лизингового рынка в целом, то эксперты утверждают, что развиваться он будет поступательно, а не резкими скачками. «На финансовых рынках сначала активно растет сегмент финансирования «голубых фишек» и крупных корпораций, потом — рынок кредитования предприятий средних размеров, затем — рынок потребительского кредитования. А уже следующим этапом идет массовое освоение рынка лизинговых услуг. Именно так развивались восточно-европейские рынки — уверен, Россия не станет исключением», — резюмирует президент Europlan Николай Зиновьев.

Одним из хитов сезона сегодня можно назвать лизинг для частных лиц. По российскому законодательству, услуги лизинга предоставляются только тем, кто занимается коммерческой деятельностью — юрлицам и индивидуальным предпринимателям. Но в последний год распространение получил аналог этого продукта, разработанный для частников, — вслух его лизингом стараются не называть. Некоторые крупные автодилеры внедряют такие программы совместно с банками или лизинговыми компаниями. Схема работает по принципу оперативного лизинга — передачи имущества во владение другому лицу на оговоренный срок за периодически выплачиваемую компенсацию. По окончании договора авто возвращается в компанию, а клиент может оформить сделку на более новую модель — удобно для тех, кто меняет машины каждые два года.



Главная --> Новости