Главная --> Новости --> Авторские семинары Киркоровых: 19 -23 марта; 6-7 апреля; 13-14 апреля; 20-21 апреля. Кредитный риск В 2008 году компания Europlan планирует осуществить подписание более 31 000 договоров лизинга на сумму около 1,6 млрд. долл. Борский стекольный завод начал строить новое производство триплекса и закаленного стекла. Конференция Бухгалтерский учет и налогообложение в России . Дата проведения: 19.12.2005 - 22.12.2005

Владелец Национальной резервной корпорации (НРК) и депутат Государственной думы Александр Лебедев оказался под двойным ударом. В июле генеральная прокуратура арестовала контролируемые им акции лизинговой компании «Ильюшин Финанс и Ко» (ИФК), а в августе из-за производственных дефектов были отстранены от полетов самолеты Ил-96-300, продажей которых занималась ИФК. После этих событий представители рынка стали все чаще говорить о кризисе отечественной авиационной промышленности. Заявлял об этом и Александр Лебедев. Он сказал, что готов сдать свой мандат и уйти спасать ИФК. Параллельно он направил несколько писем и запрос премьер-министру Михаилу Фрадкову, но, как утверждает А. Лебедев, так и не получил на них ответа. В конце прошлой недели г-н Лебедев решил искать правду в судебных инстанциях. В четверг он подал иск в суд на премьер-министра за нарушение административного кодекса и готовит иск на возмещение материального ущерба, который понесла ИФК из-за действий прокуратуры. О своих взглядах на сложившуюся ситуацию в авиационной отрасли и политической системе страны Александр Лебедев рассказал в интервью журналисту RBC daily Сергею Старикову. – Александр Евгеньевич, на какой стадии сейчас находится следствие в рамках уголовного дела против генерального директора ИФК Александра Рубцова? – Точно не знаю, это тайна следствия. Следственные действия ведутся уже 6 месяцев. Сотрудники ходят на допросы, все документы изъяты прокуратурой. Дело возбуждено не по факту, а сразу против генерального директора. Что еще опаснее – волна допросов перекинулась на чиновников. Из-за этого решение всех вопросов, касающихся компании, теперь стало тормозиться на уровне правительства. Его представители в течение месяца не могут выпустить директиву по дополнительной эмиссии. Совет директоров в очередной раз сорван. Психологическое состояние коллектива компании и чиновников из правительства, которые пять лет подписывали документы, касающиеся деятельности ИФК, тяжелое. – На минувшей неделе появилась информация о том, что совет директоров ИФК уже в третий раз срывается, насколько этот процесс может затянуться? – Я думаю, что чиновники боятся принимать какие бы то ни было решения. Например, по какой цене оплачивать дополнительную эмиссию, по какому коэффициенту проводить конвертацию акций. Чиновники боятся принимать даже такое простое решение, как проводить или нет совет директоров. Вдруг тебя за это завтра вызовут на допрос? В отношении нас у прокуратуры есть подозрения в том, что мы как акционеры не можем управлять активами компании. Именно это, а не деятельность всего менеджмента, поставлено под сомнение. Поверьте, у менеджмента ИФК были очень ограниченные права для принятия решений. Все решения, как крупные, так и мелкие, принимались только акционерами, менеджмент компании не имел никакой свободы. А если учесть то, что по каждому вопросу мы с государством цапались, попробовали бы они принять без нас какое-нибудь решение. И устав, и закон об акционерных обществах в компании неукоснительно исполнялись. – Вы говорите, что чиновники боятся даже дополнительной эмиссии акций ИФК. Но что здесь, на ваш взгляд, может вызывать их опасения? – Они боятся всего, они не понимают, что происходит. Кстати говоря, этого никто не понимает. Сегодня ты поставил подпись, а завтра пошел в прокуратуру. В списке свидетелей представители всех основных ведомств, начиная от министров до начальников департаментов и отделов. Чиновники менялись, поэтому вызывают тех, кто давно не работает. Даже технически не совсем понятно, как можно допросить 70 человек, многие из которых уже не работают, а другие путешествуют. – Если это кому-то нужно… – К сожалению, кому-то действительно нужно уничтожить компанию и преподнести всем нам урок. – В начале месяца Вы сообщили о том, что сдадите свои депутатские полномочия и уйдете спасать от действий прокуратуры «Ильюшин Финанс», по меньшей мере станете ходить на допросы? – Я буквально сказал следующее: если будет фракционное или партийное поручение для того, чтобы спасти отрасль и компанию, я готов сдать мандат и отправиться туда работать. Пока такого поручения нет. Мы подготовили обращение к правительству о ситуации в авиастроении, на прошлой неделе утвердили его на президиуме фракции «Единая Россия», всего его поддержали 425 депутатов Государственной думы. Единодушие для Думы редкое. В отрасли тяжелое положение в связи с ситуацией с ИФК, и мы просим Фрадкова незамедлительно в этом разобраться. Надеюсь, на это обращение будет получен ответ. Кстати, я сам направил премьеру полтора месяца назад депутатский запрос о ситуации в отрасли. Еще не было ареста акций. В итоге я получил ответ какого-то мелкого клерка. Но по закону в течение месяца мне должен ответить сам премьер-министр. Это в начале прошлой недели я обсудил с коллегами на президиуме фракции «Единая Россия». Они меня поддержали. Поэтому я принял решение подать в суд на премьер-министра из-за ненадлежащего исполнения им своих обязанностей и за отказ отвечать в соответствии с установленным законом порядке на депутатские запросы. – Делая заявление об уходе из политики, не думали ли Вы, что коллеги Вас не поддержат? – Сложно об этом говорить, а вдруг поддержат? Я же не знаю. На самом деле этот вопрос постоянно обсуждается во фракции и партии. – В то же время в одном из своих интервью Вы сказали, что устали заниматься бизнесом и комфортно себя чувствуете, когда не заседаете на советах директоров, не принимаете решений. Нынешнее заявление о сложении с себя депутатского мандата говорит об обратном… – А делать же что-то надо… Мне прокуратура устами первого заместителя сказала: «Все проверки до конца августа закончим». Конечно, никто априори не подвергает компетенцию прокуратуры сомнению. Если были какие-то факты нарушений, хотя мы знаем, что их быть не может, то, пожалуйста, действуйте… Но сейчас середина сентября, а ситуация с каждым днем ухудшается. Мы теряем деньги и деловые связи. Это отчетливо видно по поставкам Ил-96, по кредитным линиям и вексельным программам, по работе менеджмента и доверию рынка к компании «Ильюшин Финанс». Мы не можем оплатить дополнительную эмиссию, значит, не сможем выбрать бюджетные деньги. С чем я и поздравляю прокуратуру. Кстати, у меня лежит готовый иск к прокуратуре по убыткам, которые понесла ИФК от ее действий. – А Вы их считали? – Если компания будет уничтожена, то на сегодняшний день KPMG ее оценивает в 264 млн долл. Соответственно у нас там 37%. Если считать упущенную выгоду, то можно выйти к 150 млн долл. Пока мы точно оценили совсем простые и очевидные убытки, такие как срывы контрактов и привлечение новых инвесторов. У нас есть иностранные и российские компании, с которыми мы вели переговоры много лет о покупке ими части акций дополнительной эмиссии ИФК. Сейчас эти очевидные убытки можно оценить в 5 млн долл. Это сумма без учета удара по имиджу компании. Мы не считали имиджевые потери, они наиболее трудно доказуемы в судах. Так как в стране нет самостоятельной судебной системы, то было бы странно прийти в Басманный суд и предъявлять там какие-то серьезные претензии в адрес государственных структур. Финансовые потери от порчи репутации еще никто никогда у нас в стране не доказал. – По мнению участников рынка, инициатором событий вокруг Ил-96-300 была авиакомпания «Аэрофлот», которая устала за свой счет исправлять дефекты в 6 самолетах. Как известно, НРК контролирует порядка 30% акций «Аэрофлота», при этом корпорация владеет 36% акций лизинговой компании ИФК. Как Вы ощущаете себя в роли совладельца борющихся компаний? – Да, я слышал, говорят, «Аэрофлот» хочет «подвесить» сделку, но пока доказательств этого нет никаких. Они видят, что ИФК под угрозой исчезновения. Кто тогда будет выполнять контракт по поставке самолетов? Конечно, все об этом говорят и думают. Тем более что иностранные самолеты с точки зрения показателей эксплуатации выглядят более привлекательно. А тут еще Ил-96-300 посадили на землю… А представьте после такого скандала пассажиров, которые еще долго будут думать, летать им или нет на Ил-96-30 Таких мер, когда все самолеты выводились из эксплуатации, в истории авиации еще не было. Почему американцы не советуют своим авиакомпаниям не эксплуатировать Boeing-737?.. Что касается моей стороны, в конфликте интересов ИФК и «Аэрофлота» я не займу никакую сторону. «Конфликт интересов» – это понятие, придуманное авторами классических учебников Гарварда. Умный владелец или менеджер всегда найдет компромисс. – Если авиационный бизнес у НРК «не пойдет», на каком рынке корпорация сосредоточит свои финансовые активы? – Я уверен, что мы будем развивать авиационный лизинг. Даже из соображений принципа, чтобы не дать погубить отрасль. Собственно, это мы до сих пор и делаем. Государство всегда говорило «спасибо» и пакостило в лице отдельных чиновников. Что касается других направлений, НРК в лице Национальной жилищной корпорации будет развивать подотрасль доступного жилья. Энергетику стратегически мы не потянем. Если бы мы были крупными потребителями или у нас реализовывались большие интересы в регионах, то можно было бы, конечно, подумать. Опять же сферой наших интересов по-прежнему остается Украина. – Как Вы оцениваете недавние перемены в украинском правительстве? – Это хорошие и правильные перемены. Мы быстро узнаем, приведут ли они к изменению в экономической ситуации. Надо посмотреть, как поведут себя новые руководители республики в отношении гостиницы «Украина». Я написал официальные письма. Украинская сторона пообещала прекратить ее деприватизацию. Если они все иски отзовут, то мы сразу начнем реконструкцию гостиницы. Мы бы уже ее реконструировали процентов на 7 Власти Украины пытались отобрать все, что мы построили в Крыму. Если бы не эти события, мы бы за 8 месяцев освоили не 5 млн долл., а все 200 млн. Вот вам и результат того, что они вытворяют. Там же мелкая банда совсем недалеких коммерсантов. – В Ваших выступлениях в последнее время стала все чаще звучать фраза «я написал письмо…». Вы действительно верите в действенность этого метода борьбы? – По ИФК я президенту написал письмо, и не одно. Но эффекта нет никакого… – А может, вовсе не надо их писать? – Нет, надо, хотя они не доходят до своих адресатов. Но я проверю, куда они идут. У нас в стране система настолько централизованная, что многие вопросы может решить только президент. Правительство тоже отказывается что-то делать. Мои письма кем-то складируются из ближайшего президентского окружения. В ту же ситуацию мы попали и на Украине – там Ющенко тоже ничего не показывали. Но у нас президент, как мне кажется, хорошо представляет себе, что происходит в стране. – Вы ищете встречи с президентом? – Безусловно, я этого у него в письме попросил. В последний раз в феврале на Государственном совете Путин сказал, что главным инструментом развития авиастроения является лизинг, который мы будем стараться развить, на его деятельность дадут 200 млн долл. В то же время я думаю, что кто-то пытается президента дезинформировать. Но у них ничего не получится. Они могут ему объяснять, что на Воронежском авиационном заводе ничего не производится, что все деньги разворованы. Я уверен, что он в этом разберется, так долго не может продолжаться. Так получилось на МАКСе. Путин подошел к президентской линейке, где стояли специально выставленные для него самолеты. Он посмотрел ташкентский винтовой Ил-114, грустно глянул на Ил -96-300 и Ту-20 Скорее всего, ему кто-то сказал, что здесь нечего смотреть и представлены плохие самолеты. Возможно, от этой ситуации выиграет Финансовая лизинговая компания. Но я считаю, что в стране должен быть один лизингодатель с государственным участием. В противном случае получится дублирование расходов. Тем более что административные расходы у ФЛК в пять раз выше расходов ИФК, а сама компания в два раза меньше. Значит, кто-то из чиновников кормится вокруг ФЛК, и этот кто-то затеял всю эту историю. А дальше все искусственно наслоилось, и примешалась политика. – Сможет ли создание ОАК реанимировать отечественное авиастроение? – В таком виде, как она создается сейчас, нет. Это только убьет отрасль. У нас в стране не работают такие вещи, как госплан, а именно его хотят внедрить в авиастроении. Поэтому я пока ничего на эту тему вообще не хочу говорить. Мы ведем консультации с представителями авиастроения, у нас грустное впечатление. Им всем говорят: либо быстро соглашайтесь и делайте, как вам говорят, тогда, так и быть, дадим 1%, либо сделаем все без вас…

Интервью с владельцем Национальной резервной корпорации



Главная --> Новости