Главная --> Новости --> Компания ИНЭРА проводит Лизинг-Ланч Управление рисками : 25 октября в Москве. Кредит в арендной шкуре В Новоуральске может появиться конкурент «Газели» Всё по договору Перспективы развития финансового лизинга в Российской Федерации

Все рекорды побили результаты прошлого декабря. Перед Новым годом россияне купили 116,5 тыс. новых иномарок — больше, чем производят за год вместе взятые ГАЗ и «Иж-Авто». Ford, лидер продаж, реализовал в этом месяце более 21,5 тыс. автомобилей, а один из его московских дилеров теперь продает машин больше, чем самый успешный американский партнер.

В прошлом году россияне купили более 2 млн. машин, потратив на них $32 млрд. Это на 20% больше, чем годом ранее. При таких темпах Россия через три года может стать вторым после Германии рынком автомобилей в Европе. Суждено ли сбыться этим планам?Прошедший год вновь стал рекордным по темпам развития автомобильного рынка в России и превзошел самые смелые прогнозы. В 2005 году продажи новых иномарок увеличились «только» на 50%, а весь рынок машин подрос на 7%. В 2006 году новых импортных легковушек, по данным PricewaterhouseCoopers (PWC), продано на 76% больше, чем в 2005-м (720 тыс. штук), а сбыт (соответственно, и выпуск) иномарок российского производства увеличился на 87% (продано 280 тыс. штук). Таким образом, в стране реализовано более 1 млн. иностранных автомобилей (по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России — АЕБ), включая легкий коммерческий транспорт. Вместе с подержанными иномарками это больше, чем производит и продает весь отечественный автопром. В денежном выражении, по данным PWC, иномарок российского производства приобретено на $4,4 млрд., новых импортных автомобилей — на $18,2 млрд., подержанных ввезенных — на $3,6 млрд., а чисто российских авто — на $5,8 млрд.

Откуда деньги?

По данным PWC, за последние пять лет спрос на машины в России, выраженный в валюте, вырос втрое. Руководитель группы PWC Стэнли Рут считает, что объем продаж в 2 млн. машин в год уже сейчас выводит российский рынок на уровень ведущих площадок Европы, таких как Италия, Франция и Великобритания. А уже через три года Россия может стать вторым по величине автомобильным рынком в Европе, уступая только Германии. Новый статус сулит рынку более щедрые квоты на самые ходовые модели и выпуск иномарок, специально подготовленных для местных условий эксплуатации.

В Ассоциации европейского бизнеса рост авторынка объясняют существенным расширением продаж в регионах. Действительно, реализация иномарок сейчас идет уже по всей России. Дилеры Mercedes или Jeep есть даже в Горячем Ключе и Верхней Пышме. Но большинство экспертов, особенно иностранных, не могут полностью объяснить рекордные продажи машин в нашей стране ни ростом доходов населения, ни увеличением ВВП, ни активно растущими продажами автомобилей в кредит, ни наращиванием объемов выпуска иномарок отечественной сборки, которые продаются дешевле. Аналитики просто теряются в догадках.

Однако откуда берутся средства на машины и чем объяснить столь резкий всплеск продаж в 2006 году? Замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Виктор Семенов связывает это с ростом благосостояния населения. По данным его ведомства, в сегменте автомобилей стоимостью до $10 тыс. в 2005 году покупалось 54% машин, а в сегменте до $20 тыс. — 18%. Теперь в ценовом диапазоне до $20 тыс. приобретается 23% машин, а в нише до $10 тыс. — только 46%.

Эксперты не сбрасывают со счетов и «демонстративное потребление», когда автомобиль покупается как предмет, олицетворяющий высокий социальный статус владельца. Работает на рост рынка и постоянно возрастающее количество женщин-автомобилистов, а также то, что все больше становится семей, имеющих несколько машин. Сказываются также и ощущение социально-политической стабильности в обществе, и появление среднего класса.Любимцы публики Самой продаваемой у нас иномаркой пока остается Ford Focus. При этом на 2007 год, по словам президента Ford в России Хенрика Нензена, перешло более 29 тыс. заказов на эту модель — фордовские заводы, включая всеволожский, не справляются с российским спросом. Ford Fusion стал бестселлером в малом классе, обогнав многолетнего лидера Hyundai Getz — сказываются завышенные цены на корейский автомобиль и усталость рынка от этой машины, несмотря на проведенный в 2004 году рестайлинг.

Стэнли Рут из PWC предполагает, что россияне стали больше выделять средств из своих доходов на удовольствия. Многие годы покупка автомобиля действительно была несбыточной мечтой наших граждан, поэтому сейчас, как только у них появляются свободные деньги, первое, что они делают — идут в автосалон. Но главное, отмечает Рут, в стране повсеместно значительно поднялись цены на недвижимость, которая для большинства россиян теперь считается самым желанным благом. Многие решили, что раз уж квартира недоступна, стоит купить хотя бы машину.

Однако специфика российского рынка состоит в том, что самых дорогих машин, относящихся к верхнему ценовому сегменту, у нас покупается не меньше, чем дешевых. На развитых же площадках спрос обычно растет от дешевых к среднестоимостным и среднеразмерным автомобилям и снова снижается к дорогим авто.

Настоящим триумфатором прошлого года можно назвать Renault Logan московской сборки: в течение года он вышел на второе место по продажам среди иностранных автомобилей в России. Бюджетные иномарки, в том числе и местной сборки, по-прежнему пользуются в нашей стране самым высоким спросом.

Богатым и бедным

В самом массовом сегменте городских семейных автомобилей ажиотажным спросом пользуется представленный в прошлом году Dodge Caliber. А «Рольф», как главный поставщик Mitsubishi в Россию, продал за последние три года 100 тыс. «ланцеров». Корейские марки, и прежде всего Hyundai, уже не воспринимаются большинством как непрестижные, и продавцы задирают на них цены. Тем не менее самый популярный кроссовер сейчас — Hyundai Tucson, а минивэн — Hyundai Trajet. Среди среднеразмерных внедорожников лидер продаж — Nissan X-Trail (выпускается с 2001 года и слегка обновлялся в 2003 году). Несмотря на большой объем предложения, выбрать в этом классе по-прежнему не из чего — новинки страдают однообразием. В конце года Nissan запустил в России (первым в Европе) люксовый бренд Infiniti, и с двумя моделями продал более 700 машин — больше, чем иные люксы.

Спрос на самые дешевые автомобили по-прежнему велик, и российские автопроизводители год за годом уступают свои позиции в этом сегменте. А популярность дешевых китайских грузовиков свидетельствует о становлении мелкого и среднего бизнеса. Позиции российских изготовителей такой техники могут и тут поменяться. Предприниматели, вставшие на ноги, больше всего покупают Volkswagen и Mercedes, которые более чем успешно соперничают с «газелями».

В верхних строчках отчетов сейчас впервые появились китайские и иранские марки, а также легкая коммерческая импортная техника. Самых покупаемых машин китайских брендов — Great Wall (25-е место в рейтинге иномарок) — продано за год 4788 штук. По данным компании «Ирито», крупнейшего импортера машин из Поднебесной, потребительские предпочтения россиян сместились от китайских пикапов (очень больших автомобилей за смешные деньги) к самым маленьким машинам и грузовикам — как наиболее доступным. На пикапы в 2005 году приходился 81% рынка. Теперь — 40%.

Следом за шведской маркой идут Lexus, Audi, Mercedes, BMW и Cadillac. При этом Audi доминирует во всех классах, кроме представительского (коронного для Mercedes S), а на продажах BMW все-таки сказывается неудачный дизайн машин последнего поколения.

Лидер в классе премиум — марка Volvo, хотя самый большой темп продаж здесь у Mercedes — 92%. Успех скандинавов обусловлен многими факторами: легендарная безопасность, соответствие российскому климату и дорогам, шведское качество, дизайн (модели С30 и S80 названы самыми красивыми машинами в мире), полный привод и широкая модельная линейка. Однако дело не только в этом. Бренды Mercedes, BMW, Audi на нашем рынке ярко окрашены, они ассоциируются с чиновниками, банкирами, силовыми структурами, олигархами. Volvo на их фоне нейтральна, и с ростом среднего класса оказывается в дополнительном выигрыше. Машин этой марки в России продается теперь больше, чем во Франции и Японии. Охотнее всего у нас покупают крутой внедорожник XC90 и седан среднего класса S60.

На 1320 человек увеличилось в прошлом году число владельцев Porsche. Двое граждан нашей страны купили чудовищный суперкар Америки — Dodge Viper. А своеобразным героем года стала итальянская марка «повседневных» машин Lancia: приобретен всего один автомобиль.

Резко растет популярность Land Rover и особенно Jaguar (+71%). Последняя марка должна благодарить своих дилеров, компанию «Независимость», которая продвигает модели, руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому клиенту.

Туманное будущее

На рынке России официально появилась и самая крутая марка мира — Aston Martin. Дилерство досталось фирме, специализирующейся на яхтах и катерах. В марте в Москве на Воздвиженке откроется салон этих суперкаров, а сервисный центр расположится у метро «Щукинская». Годовая квота для России в 27 машин уже выбрана. Цены начинаются от 145 тыс. евро.

Россияне сейчас стали часто менять машины на новые, и эксперты прогнозируют, что уже через три года рынок подержанных автомобилей может увеличиться до 900 тыс. штук. Чтобы автомобилисты продолжали покупать новые машины, подержанные следует продавать не на уличных рынках за городом, а в автосалонах с хорошей нормой прибыли и прозрачной историей. Цивилизованная перепродажа позволяет использовать и новые финансовые инструменты — оперативный лизинг, беспроцентный кредит, что также способствует сбыту новых машин.

Несмотря на то, что пока российский рынок растет рекордными темпами, многие эксперты уже видят факторы, угрожающие его дальнейшему увеличению. При очень бурном развитии производства, сбыта и обслуживания машин в стране отмечается слабое развитие дорог и относящейся к ним инфраструктуры. Не слишком хорошо идут дела на вторичном рынке автомобилей. Фактически отсутствует утилизация вышедших из употребления машин. Сильно отстает местное производство автокомпонентов для существующих и будущих заводов. В последнем случае сказывается равнодушие государства к развитию малого и среднего бизнеса, без которого своих запчастей и сопутствующих автомобильных товаров у нас не будет никогда. Для сравнения: в Германии выпуском деталей для автомобилей занимаются более 10 тыс. мелких фирм.

Рост продаж новых автомобилей вскоре начнет сдерживаться и из-за отсутствия в стране финансовых и налоговых стимулов для утилизации старых машин. Российский автопарк — по-прежнему один из самых изношенных в Европе. При этом даже в Румынии государство платит за сданный в утиль автомобиль, а фирмы, занимающиеся утилизацией, во всех странах Европы живут за счет государственной поддержки.

Однако пока даже честные дилеры вынуждены химичить с секонд-хэндом. Из-за несовершенства налогового законодательства они платят НДС с полной стоимости автомобиля, а импортер — фактически дважды: и когда ввез, и когда перепродал машину. В итоге с нормальной для вторичного бизнеса маржой 10% (примерно $2000 с автомобиля), как в Европе, российский продавец оказывается не в прибыли, а в убытке, поскольку вынужден заплатить $3355 НДС, а не $305, как его западный коллега. Поэтому большинство подержанных автомобилей продаются у нас через газеты и частным порядком, подпитывая криминал. Рынок trade-in остается небольшим, в сравнении с серым рынком перепродажи. Между тем PWC оценивает потенциал площадки подержанных автомобилей уже в ближайшем будущем в $11 млрд.

Таким образом, велика вероятность ситуации, говорит Стэнли Рут, когда построенный в России завод через десять лет станет бесполезным. Пока производители строят амбициозные планы по дальнейшему быстрому насыщению рынка, да и модели, основанные на зависимости увеличения показателей в автомобилестроении от роста ВВП, сулят непрерывный подъем. Однако аналитики предупреждают, что вместо этого на рынке в ближайшее время может наступить стагнация со всеми вытекающими последствиями.

В Москве и Питере, на главных авторынках России, где пробки уже сейчас отравляют всякую радость от обладания железным конем, замедлить покупательский спрос может также отсутствие внятных решений по регулированию и размещению машин в городах.

Российский рынок автомобилей

Самые мрачные прогнозы сейчас дают иностранные эксперты. Их позиция вполне понятна: европейские рынки растут гораздо медленнее, но они стабильны и предсказуемы, что позволяет строить бизнес в дальнесрочной перспективе. Именно поэтому западные аналитики считают российский рынок нестабильным, непрогнозируемым и высокорискованным. И если производители прислушаются именно к этим прогнозам, никаких преференций, положенных быстро развивающимся площадкам, нам в ближайшее время не видать.



Главная --> Новости