Главная --> Новости --> Лазейка лизинга Учебный курс: «Управление финансами и рисками лизинговой компании»: 1-5 октября 2007 года Лизинг торгового оборудования от «Ренессанс-Лизинг СПб» Недостатки лизинга Закон, которым довольны

Система скорринга появилась в российской бизнес сфере недавно. Изначально она применялась в банковском секторе и лишь в сентябре 2005 года начала завоевывать лизинговые компании.Портал попытался разобраться в этом относительно новом явлении для отечественного рынка на примере Группы Лизинговых Компаний «Столица». Нашим проводником был заместитель руководителя ГЛК "Столица"Гусев Владимир Михайлович.



ЛI:Скорринг в сфере лизинга был впервые введен компанией “Europlan” в сентябре 2005 года. Это очень молодая система и спустя почти два года она существует в достаточно ограниченном числе фирм. Насколько динамично развивается система скорринга в группе компаний «Столица»?

Адаптация в России.

"Сломать стереотипы было непросто. На это ушло примерно полгода. Первые сделки пошли в августе 2005 года, и они сразу показали надежность и эффективность системы оценки рисков."

Гусев В.М.: Система оценки рисков была разработана порядка двух с половиной лет назад. Впервые она была применена для лизинга легковых автомобилей. Схема была утверждена санкт-петербургским Промстройбанком. Это было сопряжено с определенными сложностями, потому что банк придерживался традиционных подходов финансирования. Сломать стереотипы было непросто. На это ушло примерно полгода. Первые сделки пошли в августе 2005 года, и они сразу показали надежность и эффективность системы оценки рисков. Банк почувствовал, что развитие компании идет в правильном направлении, поэтому дальнейшее развитие системы скорринга проходило на основе взаимопонимания и взаимного одобрения.

ЛI:Почему вам приходилось разрабатывать собственные схемы оценки рисков? Чем российский рынок не устраивают схемы западных компаний?

К сожалению, с 1 января 2006 года Промстройбанк прекратил финансирование нашей группы компаний в связи с тем, что он влился в крупный холдинг Внешторгбанка. Из-за внутренних правил холдинга нам объявили о «временном прекращении финансирования программы». Поэтому мы были вынуждены обратиться в другие банки с точно такой же схемой, поскольку она была уже утверждена достаточно авторитетным банком на российском рынке и многократно откатана. Так что остальные банки просто следовали его примеру, и нам достаточно быстро удалось договориться с двумя банками (ОАО «Меткомбанк» и ОАО «РосДорБанк») о продолжении наших операций по давно отлаженным схемам.

ЛI: Существует ли на сегодняшний день стандартная схема скорринга?

Гусев В.М.: Дело в том, что западный рынок более развит, нежели отечественный, во всех отношениях, и схемы скорринга выстраивались у них годами, а то и десятилетиями. Мы же вынуждены идти ускоренными темпами в своем развитии, и иногда требования рынка опережают темп развития по отношению к возможностям банка и лизинговым компаниям. Требования рынка просто заставили нас действовать быстрее, чем планировалось, что осознается в равной степени обеими сторонами. Мы и сейчас постоянно подстраиваемся под рынок, который уже соответствует требованиям рынка западного.

ЛI: Означает ли это, что на рынке существуют виды скорринговых программ?

Гусев В.М.: Единого стандарта на рынке нет. Западные схемы, конечно, нашему бизнесу известны, но применительно к конкретным условиям конкретной компании схема постепенно видоизменяется. Кроме того, коррективы вносит банк, финансирующий данную программу. Таким образом, получается такой продукт, как минимум наполовину, индивидуальный.

"...в действительности, это единый продукт, позволяющий быстро принимать решения о финансировании..."

Гусев В.М.: Конечно, если работать с несколькими банками, то каждый из них предъявляет свои требования. Они, безусловно, отражаются в системе оценки рисков. По сути, каждую такую схему можно назвать видом или подвидом скорринга, поскольку коррективы, вносимые конкретным банком по отношению к тому продукту, который приносим первоначально, достаточно существенны. Но, в действительности, это единый продукт, позволяющий быстро принимать решения о финансировании, как у нас, так в банковской системе при наличии каких-то стандартных систем оценки лизингополучателя и его финансового состояния.

ЛI: Сейчас в банковской системе, когда ставки по кредитам снижаются, а условия их выдачи стандартизируются, на первый план выдвигается именно быстрота проведения скорринга. Есть ли такая тенденция в сфере лизинга? И какую роль играет фактор скорости в вашей компании?

Принцип действия

ЛI: Как развивается система оценки рисков по разным видам лизинга?

Гусев В.М.: Скорость оценки лизингополучателя действительно растет также во многом благодаря стандартизации условий предоставления лизинговых услуг. На сегодняшний день существует некий шаблон, буквально из пяти-шести обязательных требований к клиенту, которые очень легко «сфотографировать», чтобы понять, набирает ли лизингополучатель нужное количество «баллов» или нет. К примеру, финансовое состояние заемщика должно быть таким, чтобы у него была положительная динамика финансовой отчетности в течение 3-5 отчетных периодов. Выручка компании должна быть в 10 раз больше, чем один лизинговый платеж. Физическая доступность лизингополучателя не должна превышать определенного количества километров. Остальные критерии могут быть внесены как финансирующим банком, так и самой компанией, но в целом их будет ещё не больше трех. Главная их цель – показать платежеспособность потенциального заемщика.

Многие компании сейчас идут на расширение скорринга в сторону оборудования, прежде всего – оборудования, выпускаемого большими партиями. Например, станочное типовое оборудование, которое продается сотнями в течение года по всей стране. Здесь подходы примерно те же. Я бы даже сказал, что скорринг от оборудования повторяет скорринг от автомобилей, за исключением того, что ликвидность любого оборудования ниже, чем ликвидность автотранспорта. Следовательно, рисков больше.

Гусев В.М.: С точки зрения скорринга, для многих компаний перспективен лизинг легковых автомобилей. Автомобиль – это высоколиквидная продукция, которую вы можете всегда продать собственникам, изъяв эти автомобили у лизингополучателей в случае наступления рисков, либо контролировать машины с помощью ГАИ или различных технических средств. Так что в этой сфере, почти все контролируемо, управляемо.

ЛI: Есть ли у вашей лизинговой компании возможность минимизации рисков?

"...скорринг от оборудования повторяет скорринг от автомобилей, за исключением того, что ликвидность любого оборудования ниже..."

Путь с препятствиями

Гусев В.М.: Да, конечно. С нашей стороны, мы стараемся сократить потери путем заключения с поставщиком договора обратного выкупа. Если проект зависает, мы изымаем оборудование у лизингополучателя и отдаем его поставщику, который продает его по заранее оговоренному графику. Все просто, но здесь опять есть риск, потому что эта мера не абсолютна.

Гусев В.М.: По большому счету ничего не изменилось. Единственное, что радует, это поведение банков, которые стали действительно активнее и смелее, словно они тоже почувствовали вкус к скорринговым операциям. Решения банков принимаются более оперативно. Сложности до сих пор возникают с ПБОЮЛ и ГЧП, доля которых среди потенциальных заемщиков довольно высока. Но это, надеюсь, вопрос времени.

ЛI: Наметились ли какие-нибудь улучшения в работе для лизинговых компаний за все время существования системы оценки рисков в сфере лизинга?

Гусев В.М.: На данный момент мне неизвестна ни одна сколько-нибудь надежная система отслеживания неплательщиков. Когда-то мы пытались создать подобную базу в рамках организации Рослизинга. Такие системы активно прорабатывались на Западе. Ассоциации БКИ стабильно работали в Австрии и Чехии. В этой же системе некогда работала и Германия, но потом дело перешло к частичной проработке данных. Наши попытки внедрения БКИ застопорились на финансировании. Однако сейчас в планах Рослизинга по-прежнему есть такая программа. Может быть, она начнет разрабатываться уже в этом году. Есть попытки создать консолидированную базу для лизингодателей, но это, как правило, частная инициатива нескольких компаний.

ЛI: Создаются ли сейчас какие-нибудь общегосударственные базы кредитных историй для облегчения работы лизинговых компаний на государственном уровне? Или на уровне компаний?

Гусев В.М.: Она, несомненно, необходима. Несмотря на то, что с середины 90-х годов финансовая дисциплина улучшилась, вопросов остается очень много. Сейчас у некоторых компаний-заемщиков есть четкая система приоритетов: сначала платятся все налоги, потом какие-то личные долги, на третьем месте – кредиты в банке и на последнем месте – лизинговые платежи. А при наличии системы «черных списков», эта схема может быть пересмотрена.

ЛI: Насколько нужна система БКИ на нашем рынке?

Гусев В.М.: Подводя все вышесказанное хотелось бы акцентировать внимание на том, что группа лизинговых компаний «Столица» ведет постоянный поиск новых финансовых инструментов для реализуемых лизинговых проектов, и в 2007 году хотелось бы видеть гибкость финансовых институтов при принятии решения о финансировании и желание совместно с лизинговой компанией разрабатывать новые продукты, удовлетворяющие требованиям рынка. Ведь скорринг для клиента – это прежде всего быстрое получение необходимого оборудования.

ЛI: Скажите, пожалуйста, несколько слов, каких перемен вы хотели бы видеть в 2007 году в лизинговой отрасли и подчеркните те, которые обладают большими шансами на осуществление.



Главная --> Новости