Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Главная --> Новости --> Лизинг сегодня законный вид инвестиционной деятельности в России Поломоечные машины. ЗАО Конверсбанк вошел в число крупнейших андеррайтеров корпоративных облигаций В 2005 году россияне предпочитали покупать автомобили NISSAN в компании GENSER Министр транспорта РФ Игорь Левитин ожидает, что правительство РФ на заседании в четверг одобрит положение об инвестиционном фонде. В отличие от страховых зарплатных схем государство (государства) позволяет лизингу жить по двум причинам. Во-первых, отличить «настоящую» аренду от «ненастоящей» в пограничных случаях очень трудно, и вместе с мухами можно ненароком выбросить котлеты. Во-вторых, оказывается, что мухи тоже приносят пользу, удобряя экономическую почву для грядущих поколений. Коль уж лизинг является налоговой лазейкой, государство может попытаться придать этой дырке в заборе такую форму, чтобы через нее проходили только средства производства. При этом лазейка переименовывается в калитку, а государство решает одну из долгосрочных проблем, стимулируя обновление основных фондов предприятий. Лизинг — жаргонное английское слово, превратившееся в русский экономический термин. По форме — аренда, по сути — покупка в рассрочку. В общем, схема того же класса, что проведение зарплаты под видом страховки. Выгода от лизинга — как для бизнеса, так и для государства — кроется в деталях. И, чтобы их понять, надо разобраться, как эта штука работает. Отдельные преимущества лизинга можно увидеть даже на этом примитивном бытовом примере, где сама постановка вопроса — будет ли дядя Вася возвращать вам деньги за бензопилу из своей прибыли или относить эти расходы на счет себестоимости — кажется абсурдной. Тем не менее почти в каждой лизинговой компании вам первым делом станут объяснять, что, по сравнению с банковским кредитом, лизинг замечательным образом уменьшает налогообложение. Значит ли это, что плюсы лизинга теряются там, где уменьшать особенно нечего, ведь значительная часть малого и среднего бизнеса в России работает «в серую»? О реальной ситуации рассказывает директор по продажам компании «Славянский двор» Шахриер Карим-зода, который продает в лизинг много станков: «Многие фирмы, которые покупают у нас оборудование, сдают в налоговую нулевую отчетность. Естественно, что оборудование у них не попадет на баланс, и здесь не играет роли ускоренная амортизация, которая считается одним из основных преимуществ лизинга. Компании, которые заинтересованы в налоговых выгодах, должны быть достаточно крупными — от ста человек. У небольших предприятий, которые составляют значительную часть наших клиентов, обычно работает менее 50». Почему же такие компании вообще пользуются лизингом? Дело в том, поясняет Шахриер Карим-зода, что путь к банковским кредитам для пользующихся лизингом небольших фирм, оказывается, закрыт вовсе. Николай Зиновьев, президент лизинговой компании «Европлан», отмечает, что, помимо решения вопроса о принципиальной доступности денег, лизинг помогает «серым» компаниям «обелиться»: «Если компания прибыльная, она смотрит на лизинг как на инструмент минимизации налогообложения. Если официально убыточная, в целях снижения налога на прибыль, рынок капитала для нее практически закрыт. Но у нее есть возможность легализоваться с помощью лизинга. А, по нашим наблюдениям, то предприятие, которое однажды начало демонстрировать свои финансовые результаты, «в черную» обратно не уходит. Поэтому лизинг обеляет экономику». Несмотря на описанные преимущества лизинга, в кредит у того же «Славянского двора» покупают станков в два с половиной раза больше, чем в лизинг. Но это в крупных городах, где ситуация с кредитами начинает налаживаться. В регионах же лизинг может быть единственно достижимым средством финансирования. Потому что столичный банк маленькой компании из далекого региона кредит, наверняка, не даст. А столичная лизинговая компания оформить сделку сможет (см. пример с дядей Васей). «Снижение налогообложения в сегменте малого и среднего бизнеса отступает на второй план, если вообще имеет значение. Доступность, простота процедуры и отсутствие требований по дополнительному обеспечению — вот основные критерии. У клиента часто нет кредитной истории, он, скорее всего, не имеет рассчетно-кассового обслуживания в банке, где собирается взять кредит. Лизинговые компании, как правило, подходят к клиенту более гибко», — говорит председатель правления лизинговой компании «Элемент Лизинг» Джеймс Горхэм. Чтобы понимать, как пользоваться лазейкой лизинга и стоит ли делать это вообще, разберемся, как она устроена, какие доски в налоговом заборе отодвигаются и в какую сторону. Подробнее об этом рассказывается в других статьях темы номера, здесь же лишь кратко поясним суть дела в ситуации с малым и средним бизнесом. Для понятности мы нарисовали схему, как все это работает. В двух словах: у продавца (им может быть и сам — производитель) есть оборудование, которое он хочет продать. Предприятие хочет это оборудование купить, но денег у него не хватает, оно желает рассрочку. Деньги есть у банка, и он готов их, в принципе, ссудить, но проявить эту принципиальность ему подчас довольно сложно. Во-первых, работать с некрупными кредитами большинству российских банков бывает слишком дорого, о чем мы неоднократно писали в «Бизнес-журнале». Во-вторых, «стоять над душой» у заемщика и следить, чтобы тот возвращал кредит, банк может, только если он находится где-то рядом. Например, дядя Вася приходит просить у вас денег на бензопилу, которая нужна ему, чтобы начать новую жизнь — расчленять дрова у местного населения и с этого кормиться. Проконтролировать, действительно ли дядя Вася купил бензопилу или потратил деньги на самогон, вам удастся, только если вы живете с ним по соседству и хорошо его знаете. С банками то же самое. Можно поступить по-другому: пойти с дядей Васей в магазин и самому купить ему там бензопилу, оформив инструмент на себя и забрав все чеки. Дяде Васе же выдать пилу за часть цены (сколько у него сейчас есть) и обязательство вернуть остаток ее стоимости потом, когда заработает. А до тех пор пила будет формально считаться вашей, что подтверждается документами. И если дядя Вася вдруг опять уйдет в запой и не сможет вернуть деньги, участковый легко у него эту самую пилу заберет и отдаст вам обратно. Происшедшее между вами и дядей Васей будет называться лизингом бензопилы. Он получит инструмент, а вы поможете вытащить его из пьянства. Если у вас приличный костюм, респектабельная внешность и вам одалживают деньги в хороших местах под низкие проценты, можно поставить дело на поток и объявить себя лизинговой компанией. При этом степень знакомства и взаимного доверия между вами и клиентами (первым из которых стал дядя Вася) не обязательно должна быть столь близкой, как в случае прямого одалживания им денег. Обозревая российский рынок лизинга, можно заметить на нем присутствие трех видов лизинговых компаний. Одни из них явно ассоциируются с производителями, например «КАМАЗ-Лизинг». Другие связаны с банками — есть «Райффайзен-банк», а есть «Райффайзен-лизинг» — с одним и тем же адресом, но разными телефонами. Наконец, существуют независимые лизинговые компании, которые не замкнуты ни на единственный банк, ни на единственного производителя. В общем-то, клиенту все равно, с каким видом лизинговых компаний он заключает сделку, но на выбор могут повлиять частности. По словам Николая Зиновьева, «связанные с производителями лизинговые компании обычно рассматриваются своими родителями не как центр прибыли, а как средство продаж. Там клиент часто может получить ставку, субсидированную производителем, который заинтересован в продвижении своего товара на рынок. С другой стороны, в такой лизинговой компании трудно, а то и вовсе невозможно удовлетворить запросы, выходящие за рамки ассортимента данного производителя. Лизинговые компании, ассоциированные с банками, обычно работают по рыночным ставкам и могут снизить их только для клиентов, на которых банк больше зарабатывает каким-то другим образом». Компания «Европлан», где Николай Зиновьев — президент, не ассоциирует себя ни с определенным банком, ни с конкретными производителями: «Наши клиенты работают в самых разных отраслях, и это определяет разнообразие их потребностей. Являясь независимой лизинговой компанией, мы работаем по различным видам имущества: торговое, дерево- и металлообработка, транспорт и т. д. Есть, однако, ограничение по размеру инвестиций, которые мы можем выделить для одного клиента, — верхний предел составляет миллион долларов». Нужно заметить, что понятие «лизинг» закреплено в нашей стране только за средствами производства (почему — подробнее см. в статье про законодательное регулирование лизинга). Хотя, конечно, жизнь вносит свои поправки: «В малом бизнесе сложно разграничить, где семья, а где коллектив, где квартира, а где офис, и где клиенты, а где друзья. Бывает, что человек использует машину и для бизнеса, например доставляет продукцию в рестораны, и в потребительских целях — возит на ней свою семью. Здесь границы очень размыты», — замечает Николай Зиновьев. Невыполнение условий лизинга — отдельная тема, которая тщательно расписана в договоре, но о которой не очень любят распространяться сотрудники лизинговых компаний при первой радостной встрече. Что происходит, если от лизингополучателя в компанию перестают поступать платежи? «В трудной ситуации мы стараемся, прежде всего, помочь клиенту, — говорит Николай Зиновьев. — Действительно, люди иногда принимают ошибочные решения и начинают проекты, которые не окупаются. Тогда мы совместно с клиентом продаем взятое в лизинг имущество. Поскольку основным видом обеспечения по сделке является авансовый платеж (обычно 25—30% от стоимости имущества), мы используем эти средства, чтобы продать оборудование с определенным дисконтом, по интересной для рынка цене. И клиент заинтересован в кооперации с нами, поскольку мы возвращаем себе только остаток долга. Все, что сверх этого, возвращается клиенту, таким образом, он может частично вернуть средства, вложенные в неудавшийся проект». Джеймс Горхэм отмечает, что при этом проявляются особенности специализированной лизинговой компании: «Если у клиента возникают проблемы с бизнесом и он не способен выплачивать лизинговые платежи, то оптимальным решением является продажа предмета лизинга, например «Газели». В такой ситуации мы помогаем сделать это выгодно, поскольку хорошо разбираемся во вторичном рынке автомобилей ГАЗ. Разница между ценой продажи и лизинговыми платежами возвращается клиенту». Помимо этого, лизинговая компания предусматривает и другие способы защиты своих интересов: «Заключая сделку лизинга, мы, как правило, берем поручительство физического лица. Часто бывает, что индивидуальный предприниматель, которому приходится работать бухгалтером, экономистом, грузчиком, шофером и строителем в одном лице, элементарно забывает сделать очередной платеж. Мы стараемся воспитывать платежную дисциплину, извещая его о дате очередного платежа заранее. В крайнем случае, при систематической невыплате, можем использовать поручительство физического лица», — говорит директор компании «Элемент Лизинг» Андрей Писаренко. Шахриер Карим-зода упоминает еще об одном способе, которым подстраховываются лизинговые компании: «Опытные компании страхуются дважды. Помимо договора страхования имущества со страховой компанией, они часто заключают с продавцом (с нами) договор обратного выкупа. На такое мы идем не со всеми лизинговыми компаниями». Джеймс Горхэм не считает, что получение от производителя каких-либо преимуществ — единственный резон существования специализированной лизинговой компании: «Нашим приоритетом является поддержка сбыта компании РусПромАвто: «Волг», «Газелей», микроавтобусов, строительной и дорожной техники и т.д. Это не имеет отношения к субсидированию производителем ставки лизинга; мы просто хорошо знаем продукцию завода, знаем его дилеров — у нас высокий уровень удобства работы в этом секторе. Но мы занимаемся также и лизингом продукции других поставщиков, например полиграфического оборудования». По словам Шахриера Карим-зоды, «rлиенту обычно все равно, работает он с независимой лизинговой компанией или с той, что находится при производителе. Однако небольшой плюс компании, аффилированной с производителем, — более привлекательные условия продажи оборудования при невыполнении условий лизинга. Например, лизинговая компания при автозаводе сможет реализовать грузовик, используя развитую структуру сбыта своего предприятия». Ситуация выбора между кредитом и лизингом часто возникает перед небольшими компаниями потому, что оба этих инструмента решают одну и ту же задачу. На что обратить внимание в каждом конкретном случае, читайте отдельную статью в теме номера. Кстати, по закону лизинговая компания, забравшая оборудование из-за несостоятельности клиента, не может сдать его в лизинг опять, возможна только продажа. И от того, насколько легко лизинговая компания «в случае чего» сможет реализовать взятое клиентом имущество, во многом зависят условия лизинговой сделки. «У нас есть программы по различным продуктам, каждая со своим профилем риска, — говорит Николай Зиновьев. — Например, объем и сложность проверки лизингополучателя, если он хочет приобрести один легковой автомобиль, значительно меньше, чем в условиях с производственным проектом. Недавно по мелким сделкам (автолизинг и ряд других программ) мы первыми в России среди лизинговых компаний ввели процедуру скоринга, которая позволяет затрачивать минимум усилий на анализ клиентов, а следовательно, снижать стоимость этого анализа». Уникальность оборудования может стать серьезным препятствием к лизинговой сделке. Так, одной самарской компании отказали в лизинге сложного полиграфического оборудования, и ей пришлось прибегнуть к кредиту. Несмотря на описываемые покупателями, продавцами и, особенно, лизинговыми компаниями преимущества лизинга, в российской экономике это явление пока еще заметно не так сильно, как в Европе и США, где в лизинг приобретается примерно двадцать-тридцать процентов всех средств производства. В России — иная статистика. «Российский рынок лизинга на конец 2004 года составлял около 5,4 миллиарда долларов, или около 6% от общего объема инвестиций. Однако я всегда предупреждаю, что к этим цифрам, полученным экспертным путем, нужно относиться осторожно, поскольку в России нет независимой ассоциации, объединяющей всех активных операторов рынка и способной давать точную статистику. Как практик, который ежедневно сталкивается с конкурентами, инвесторами и клиентами, могу констатировать, что рынок активно развивается, а главным препятствием являются, скорее, макроэкономические условия. Например, сложившаяся летом 2004-го ситуация, когда банки потеряли ликвидность и финансирование многих лизинговых компаний остановилось», — говорит президент компании «Европлан» Николай Зиновьев. Председатель правления лизинговой компании «Элемент Лизинг» Джеймс Горхэм видит одно из препятствий к развитию лизинга в России в неразвитости рынка капитала: «Развитие лизинга зависит не столько от закона о нем, сколько от наличия источников финансирования. В России очень мало капитала, доступного малому и среднему бизнесу — наиболее динамично развивающемуся сектору экономики. И хотя лизинговая компания является буфером, который делает финансы наиболее доступными, для банков вопрос, в итоге, все равно замыкается на конечного заемщика». Если лизинг столь хорош, почему его так мало? Михаил Попов Опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №5 от 15 марта 2005 года. Автор Интернет -проекта о лизинге Дмитрий Лелецкий отмечает, что, по официальным данным Госкомстата, до 2004 года доля лизинга составляла менее 1% от инвестиций, а по итогам неофициальных исследований энтузиастов этот же показатель поднимается до 5–7%. «В российской экономике лизинг мало применяется по нескольким причинам. Во-первых, это недостаток качественной, профессиональной информации о самом лизинге — как у сотрудников лизинговых компаний, так и у арендаторов имущества по лизингу. Во-вторых, что более важно, характеристики сегодняшней российской экономики таковы, что в большинстве инвестиционных ситуаций, возникающих в связи с приобретением имущества в рассрочку, нет существенных стимулов для заключения лизинговых сделок. При этом, по оценкам некоторых специалистов, примерно половина всего российского лизинга — это не «рыночные сделки», а внутрикорпоративные финансовые и инвестиционные схемы», — говорит Дмитрий Лелецкий. Главная --> Новости |