Главная --> Новости --> Тема доклада Источник финансирования лизинговых сделок: международная и украинская практика Идите в лизинг Выставка Инлегмаш - 2006 . Дата проведения: 19.06.2006-23.06.2006 Искусство малых форм Лизинговая компания Europlan намерена привлечь синдицированный кредит в размере $40 млн.

Директор

ПЛАТЧИХИН Виктор Сергеевич



ЗАО"САМАРСКАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ"


Платчихин В.С.: При изъятии, надо сказать, немногое имущество можно считать ликвидным, пожалуй, лишь автомобили. Поэтому вопрос невысокой ликвидности – общий «больной» вопрос лизинга имущества. Рынок выдавливает маржу лизинговых компаний на уровень, который никоим образом не покрывает риски. Вы можете держаться только на объеме и статистике соотношения «хороших» и «плохих» проектов. При этом, торговый бизнес, по сравнению со многими другими видами деятельности, представляется более устойчивым. Отсюда заинтересованность лизинговых компаний в лизинге торгового оборудования ничуть не меньше, чем в лизинге любого другого.

ЛI: Торговое оборудование имеет не очень высокую ликвидность при изъятии. Как это отражается на заинтересованности лизинговых компаний заниматься данным видом лизинга?

Платчихин В.С.: Не думаю, что рассрочка интересна продавцу, когда он имеет дело с лизинговой компанией. Более того, лизинговые компании часто привлекают продавцов именно фактом оплаты сразу. Хотя на практике, мы часто требуем от продавца разумных сроков оплаты и поставки. Оплачивать 100% контракта при отсрочке поставки на месяц никогда не станем – это увеличивает стоимость лизинга для клиента, причем удорожание это необоснованно.
Лизинг не может быть альтернативой рассрочке, поскольку мы имеем дело с разными сроками. Лизинг длиннее намного, попросту говоря. А выгоды его не столько в рассрочке платежа за имущество, а, прежде всего, повторю банальное, но справедливое, в налоговой экономии.

ЛI: Производители торгового оборудования часто предлагают рассрочку платежа своим «надежным» покупателям. Является ли это обстоятельство фактором конкурентности на лизинговом рынке? Какой альтернативой может выступить лизинг рассрочке?

Платчихин В.С.: В итоге, все перечисленное вами, если таковые услуги оказываются, безусловно, войдет в сумму лизинговых платежей. Другой вопрос, указаны ли эти расходы в предварительном расчете? Как правило, нет. Объяснение этому очень простое – клиент сравнивает расчеты нескольких компаний. Наиболее вероятным будет отсутствие всех дополнительных расходов в расчетах большинства компаний. Никто не рискнет выглядеть более «дорогой» лизинговой компанией.
Иногда кажется невероятной степень неготовности клиента к восприятию расчетов. На этой психологии «неготовности» и играют лизинговые компании.

ЛI: Некоторые лизинговые компании предлагают клиентам ряд дополнительных услуг: страхование имущества, монтаж, адаптацию программного обеспечения, обучение персонала, отсрочку по погашению основного долга на момент поставки и монтажа оборудования, и т.д. Стоимость этих услуг входит в структуру лизинговых платежей или рассчитываются отдельно?

Платчихин В.С.: У меня таких данных нет. Не могу также сказать, что чувствую какой-то особый спрос на торговое оборудование по работе нашей компании.

ЛI: Темпы роста розничного рынка в целом по стране из года в год составляют не менее 35%. Активно развиваются продуктовые и непродовольственные сети. Во всех регионал строятся крупные торговые центры. А какими темпами растут услуги лизинговых компаний в сфере торгового оборудования?

Платчихин В.С.: Вероятно, есть лизинговые компании, которые работают «под ключ», но практические соображения подсказывают, что для этого компания должна, видимо, специализироваться на пуске торговых точек. Мне также трудно представить себе клиента, который собрался открывать торговую точку, магазин или, тем более, супермаркет, пришел в лизинговую компанию и говорит: «Хочу, чтобы вы все сделали, как вы это понимаете, и принесли мне ключ от магазина. Дальше я буду работать сам». Скажу больше, если такой клиент приходит, я начинаю сомневаться в его компетентности как менеджера торговой точки.

ЛI: Работают ли лизинговые компании с торговыми компаниями по принципу «под ключ», то есть до комплексного оснащения торгового центра всем необходимым?

Платчихин В.С.: Я не очень понимаю, что такое «низкорискованные» деньги, честно говоря. Лизинговые деньги можно назвать «длинными» с полным на то основанием, а вот дешевыми, или «низкопроцентными», как вы выразились, я бы их не назвал. Важно понимать следующее: лизинговые деньги не могут быть дешевле банковских в большинстве случаев, если мы сравниваем процентные ставки. Лизинговые деньги ДЕШЕВЛЕ банковских ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ применению налоговых льгот! Но зато, если вы ПРАВИЛЬНО(!) посчитаете экономический эффект от применения этих льгот, вы поразитесь, насколько лизинговые деньги СТАНОВЯТСЯ дешевле банковских! Тридцать годовых лизинговых на 1,5 года сопоставимы с 9,5% (!) коммерческого кредита на тот же срок в ситуации полного применения лизинговых льгот. Разве это не поразительно?

ЛI: Можно ли сказать, что лизинговая схема позволяет торговым предприятиям привлечь длинные, низкопроцентные, низкорискованные деньги, что так важно в розничном бизнесе, требующем большого текущего денежного оборота?

Платчихин В.С.: Любое дополнительное требование лизингодателя «обременяет» лизингополучателя! А вторичный рынок какого оборудования у нас действительно развит? Если вы покупаете оборудование по конкретной заявке лизингополучателя, который выбрал его, исходя из своих нужд, особенностей торгового зала, масштабов торговли и т.п. Кому вы сможете его продать без серьезных потерь? Это справедливо почти для любого вида оборудования.

ЛI: Неразвитость вторичного рынка торгового оборудования вынуждает часто лизингодателя требовать дополнительного обеспечения от клиента с целью застраховать себя от возможного «провала». Не обременяет ли это излишне лизингополучателя?

Платчихин В.С.: В случае, когда клиент нарушает финансовую дисциплину! При возникновении любого серьезного риска для существования клиента как организации! Можно назвать массу рисков, только специфическими они являться не будут. Торговля – частный вид предпринимательства со всеми классическими рисками – конкуренция, неверные расчет, отсутствие средств для развития и т. д.

ЛI: В каких случаях лизинговая компания, активно финансирующая клиентов по торговому оборудованию, может отказаться от дальнейшего увеличения финансирования для конкретного клиента – торгового предприятия? Какие специфичные риски существуют в данной сфере?



ОТВЕТЫ ДРУГИХ ЭКСПЕРТОВ:



Главная --> Новости