Главная --> Новости --> Выставка КредитЭКСПО 2006 Выставка МОЛЛ - 2006 . Дата проведения: 18.04.2006-21.04.2006 IFC предоставила финансирование ЛOKO-БАНКУ КАМАЗЫ ДЛЯ ЧИСТОГО ГОРОДА 10-я Международная специализированная выставка по горному оборудованию, добыче и обогащению руд и минералов

Горизонтов Дмитрий Валерьевич - Вице-президент Санкт-Петербургской ассоциации "Петербург-Лизинг"

Первоначальное накопление капитала закончилось, немедленное потребление и вывоз капитала за границу не соответствует нынешним представлениям об устойчивом бизнесе, поэтому российские предприятия предпочитают вкладывать средства в развитие собственной производственной базы. В первую очередь это касается предприятий нефтегазового комплекса и обрабатывающей промышленности. В 2000 году структура инвестиций по отраслям промышленности распределилась следующим образом: нефтяная промышленность - 16, 9%; топливная промышленность - 5,4 %; сфера коммунального хозяйства - 16 %, металлургия 5, 5 %; обрабатывающая промышленность - 12, 8; транспорт и связь- 21,1 %, другие отрасли промышленности - 22, 5 %. Динамика роста инвестиций в нефтяной промышленности - 91 %; в инфраструктурных отраслях промышленности в 2000 году рост инвестиций: в железнодорожный транспорт общего пользования - 43 %, дорожное хозяйство - 28 %, магистральный трубопроводный транспорт - 75 %, водный транспорт - 79 %. Источниками финансирования являются: собственные средства предприятий, за счет которых профинансировано около 72 % всех инвестиций, средства государственного бюджета и бюджетов субъектов РФ - 4, 7 %, из остальных источников - 23 %. При этом на если на капитальные вложения в 1999 году было использовано около 9 % от валовой прибыли национальной экономики, то к середине 2000 года эта цифра увеличилась до 20 %. В чем кроется причина такого положения вещей. Во-первых, нефтегазовая отрасль преобладает в объеме производства внутреннего валового продукта, в то же время реальные причины кроются также и в амортизационной политике нашего государства. Нормы амортизационных отчислений в добывающей промышленности очень высоки, годовая норма амортизационных отчислений составляет до 25 % от балансовой стоимости имущества в год. В то же время, если говорить о нормах амортизационных отчислений в производстве средств производства и средств потребления, рассчитанных на продукцию массового потребителя, то здесь наблюдается обратная картина. Срок службы оборудования для металлообрабатывающей промышленности колеблется в размере 4 - 5 %, что не способствует развитию научно-технического прогресса в нашей стране в данных отраслях. В то же время большинству предприятий инвестиционные ресурсы по-прежнему остаются, недоступны, так как бюджетное финансирование сокращается из года в год, банками финансируется по-прежнему лишь 4-5 % долгосрочных инвестиций, привлечение акционерного капитала носит лишь единичный характер. Скептики могут возразить, что необходимо изменить амортизационную политику государства, что можно наблюдать в проекте второй части налогового кодекса и предприятия будут обновлять свою производственную базу самостоятельно. Однако на деле это далеко не так основная масса предприятий будет все равно использовать амортизационные отчисления не по назначению. На роль механизма обновления основных средств выступает в настоящее время лизинг, как инструмент, великолепно себя зарекомендовавший в западных странах. Так как именно он может обеспечить перетекание средств с финансового рынка на рынок инвестиционных товаров, то есть оборудования. В силу своей гибкости и гарантированности возвратности инвестиций. В России лизинг приобретает важное значение. Свидетельством чего является: принятие Закона РФ "О лизинге", проведение в октябре 2000 года Парламентских слушаний в Государственной Думе по вопросам развития лизинговой деятельности в России, создание элементов инфраструктуры лизинговой деятельности, включающей в себя отраслевые ассоциации лизинговых компаний таких как: Российская ассоциация лизинговых компаний, Лизинговая конфедерация "СНГ-Лизинг", Санкт-Петербургская лизинговая ассоциация "Петербург-Лизинг". Принятие рядом субъектов Российской Федерации мер, стимулирующих развитие лизинговой деятельности в регионах. Количество лизинговых компаний увеличилось с 20 в 1994 году до 1500 компаний в 200 Количественный рост лизинговых компаний и перешел в качественный рост. В денежном выражении объемы лизинговых операций выросли в 200 раз и составили в 2000 году около 600 млн. долларов США (по данным Росслизинг). В то же время, несмотря на то, что законодательной властью в Законе РФ "О лизинге" продекларировано ряд мер поддержки лизинговой деятельности в России таких как:
  • Создание, развитие формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок.
  • Предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности
  • Выделение предприятиям, осуществляющим лизинг, государственного заказа на поставки товаров для государственных нужд.
  • Предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности.
Многие из них не нашли отражение в нормативных актах, принятых государственной Думой и Правительством. Более того, в проекте второй части налогового кодекса, раздел "Налог на прибыль (доход) организации", предлагаемых к рассмотрению депутатами Гартунг В. К., Дубовым В. М. и др., под руководством главы экспертного совета на налоговому законодательству при комитете по бюджету и налогам Макарова А. М., и депутатами Резником В. М., Головлевым В. И. и др., под руководством первого заместителя министерства финансов РФ Шаталова С. Д. предлагается ряд положений, способных существенно осложнить лизинговую деятельность в России и свести ее на нет. Лизинг является важным и единственно возможным инструментом, стимулирующим рост инвестиций в основное производство российских предприятий. В связи с чем прошу рекомендовать Правительству российской Федерации, Государственной Думе принять все меры государственной поддержки лизинговой деятельности в России для чего:
  • предоставить право лизинговым компаниям использовать линейный метод начисления амортизационных отчислений, исходя полезного срока службы оборудования, что предусмотреть в проекте 2 части налогового кодекса;
  • в первый год эксплуатации оборудования в качестве амортизационных отчислений дополнительно списывать до 35 % стоимости основных средств, передаваемых по лизингу;
  • относить проценты по кредитам и займам, привлеченным на финансирование лизинговых операций относить на себестоимость работ, услуг в без ограничения в размере учетной ставки ЦБ увеличенной на 3 пункта либо дать возможность относить данное положение к налоговым вычетам (себестоимости).
  • Сохранить действующий порядок лицензирования лизинговой деятельности, в том числе и не резидентов;
  • Создать рабочую группу по созданию программы развития лизинга в российской Федерации в которой предусмотреть выделение средств государственного бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на создание гарантийных фондов для обеспечения лизинговых операций для государственных нужд и социально значимых программ.
Рекомендовать рабочей группе по разработке внесений и изменений в Закон РФ "О лизинге" сохранить его название без изменений.



Главная --> Новости