Главная --> Новости --> Контейнерная лизинговая компания идет на биржу «НПК «Механобр-техника» запускает на базе мусороперерабатывающего завода «МПБО-2» в Янино Встреча в Совете Федерации повысит перспективы лизинга в регионах Главное качество, а не количество Учебно-консультационный курс: ЛИЗИНГ В РОССИИ: ПРАКТИКА И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ : 18 - 22 сентября 2006 года.

Генеральный директор ООО "ВЕСЛИЗИНГ", Первый заместитель генерального директора ООО "АльянсРегионЛизинг"

СИЧЕНКОВДмитрий Николаевич


ЛизингInfo.Ru: Еще пару лет назад лизинг пищевого оборудования был не так популярен. Что явилось основным толчком для его развития?


Лизинговая компания ООО "ВЕСЛИЗИНГ" (ГК "АльянсРегионЛизинг")

ЛизингInfo.Ru: Сегодня существует множество российских предприятий, задействованных в пищевом производстве, нацеленных на развитие и техническое перевооружение. Какие программы для них существуют?

Сиченков Д.Н.: Еще пару лет назад лизинг вообще был не так популярен, как сегодня. Стабильная и значительная динамика роста лизингового финансирования отмечается именно в последние два года. Следует отметить, что помимо достаточно широкой известности лизинга как финансового инструмента, факторов, стимулирующих развитие лизинга пищевого оборудования, несколько. Во-первых, пищевая, перерабатывающая отрасли, а также сфера торговли пищевыми продуктами в последнее время переживают подъем, причем тенденции роста пищевого рынка пока стабильны и благоприятны. Во-вторых, положительным фактором развития пищевой отрасли, несомненно, является рост покупательной способности населения. В-третьих, активное развитие малых предприятий существенно расширило рынок оборудования бывшего в эксплуатации, что позволило участникам лизинговых операций существенно снижать свои риски. Твердая потенциальная возможность реализовать «старое» оборудования позволяет лизинговым компаниям и их инвесторам повысить условную ликвидность предметов лизинга в долгосрочной перспективе, а у лизингополучателей появляется возможность быстрого обновления основных фондов с минимальными временными и финансовыми издержками (продав «вышедшее» из лизинга оборудование, можно быстро приобрести или взять в лизинг новое).

ЛизингInfo.Ru: В сегменте пищевого производства короткий срок окупаемости инвестиционных проектов по сравнению с другими отраслями экономики, а также относительно невысокая стоимость оборудования. Все это сокращает финансовые риски. Но с другой стороны, в лизинге пищевого оборудования существуют "подводные камни", обусловленные производственно - технологическими процессами. Как, на основе всех этих факторов, строится схема работы лизинговой компании с потенциальным клиентом?

Сиченков Д.Н.: Специальных программ финансирования технического перевооружения пищевой отрасли, насколько мне известно, нет. Ассортимент видов финансовых инструментов, применяемых при осуществлении инвестиций в пищевую отрасль, стандартный. Это различные виды кредитования, в том числе с использованием связанных кредитов и страхового покрытия национальных Экспортных Кредитных Агентств (ЭКА), займы, в том числе вексельные, облигационное финансирование, лизинг. Естественно, существует ряд производителей и поставщиков оборудования для пищевиков, которые имеют тесные партнерские связи с определенным пулом лизинговых компаний, или вообще имеют собственную кэптивную лизинговую компанию, которые готовы предложить потенциальным лизингополучателям оптимальные условия финансирования проекта. При реализации данной схемы сотрудничества значительная часть рисков лизинговых компаний, как правило, нивелируется путем заключения между лизингодателем и поставщиком оборудования соглашения об обратном выкупе предмета лизинга.

ЛизингInfo.Ru: Какой должна быть кредитная история компании-лизингополучателя в силу специфики деятельности, чтобы взять в лизинг пищевое оборудование?

Сиченков Д.Н.: «Подводные камни», безусловно, существуют. В частности, как правило, при демонтаже оборудования, используемого в переработке пищевой продукции, происходит существенное «падение» стоимости самого актива, это связано с разборкой и разрушением различных водо-, воздуховодов и прочих передающих и подающих механизмов. На практике имеют место случаи, когда стоимость шефмонтажа и вспомогательных устройств, которые в результате демонтажа разрушаются, составляет более 40% стоимости самого предмета лизинга. Снижение рисков утраты ликвидности предмета лизинга производится лизингодателями путем увеличения авансового лизингового платежа, взимаемого с лизингополучателя при заключении договора лизинга, а также иными способами обеспечения исполнения обязательств лизингополучателя по лизинговому договору, в том числе способами, непоименованными в главе 23 Гражданского кодекса РФ, например путем заключения договора обратного выкупа или договора ремаркетинга.

ЛизингInfo.Ru: Сегодня, как правило, проекты менее $ 20 тыс. нерентабельны для лизинговых компаний, поэтому далеко не все станут работать с малым бизнесом. Но и среди малого бизнеса находятся клиенты, желающие взять в лизинг пищевое оборудование. Какие решения этой проблемы могут предложить современные лизинговые компании?

Сиченков Д.Н.: В целом, подходы к оценке финансового состояния потенциального лизингополучателя-пищевика стандартны. Финансовое состояние должно быть удовлетворительным и отвечать базовым критериям оценки финансовой устойчивости, применяемым в той или иной лизинговой компании. Что касается кредитной истории, то тут следует отметить, что кредитной истории у потенциального лизингополучателя может не быть вообще как таковой. Многие предприятия пищевой отрасли, особенно малые, обращающиеся за лизинговым финансированием, ранее развивались на собственные средства и по тем или иным причинам не обращались за кредитами. В последнее время уровень топ-менеджеров, занимающихся управлением финансами компаний, существенно вырос. Предприятия стали понимать, что заемный капитал, по всем законам экономической науки, должен быть дешевле собственного, в связи с чем размер кредитной нагрузки постепенно увеличивается. Естественно, отрицательная кредитная история сыграет крайне негативную роль при принятии решения о лизинговом финансировании предприятия-«двоечника». На фоне рисков быстрого снижения ликвидности предмета лизинга, недобросовестное отношение потенциального лизингополучателя к своим финансовым обязательствам в прошлом может сыграть решающую роль при рассмотрении лизинговой сделки инвестором лизинговой компании, вкладывающим денежные средства в данный проект.

ЛизингInfo.Ru: Какое пищевое оборудование лизинговые компании охотнее финансируют: зарубежные или российские модели? С чем это связанно?

Сиченков Д.Н.: Несмотря на относительную «просторность» лизингового рынка, абсолютное большинство крупных игроков сейчас активно развивают лизинговый ритейл, в том числе лизинг оборудования для малых предприятий. В основе указанной политики несколько причин. Во-первых, компании стремятся диверсифицировать свои риски по портфелю. Во-вторых, относительные нормы прибыли лизинговых компаний в «маленьких» и «коротких» проектах достаточно высокие, при этом лизингополучатели-малые предприятия, как правило, готовы к таким затратам, т.к. при кредитовании на аналогичные суммы условия банковского финансирования еще более жесткие, а сроки пользования заемным капиталом значительно короче сроков лизинга. В-третьих, многие лизинговые компании, обладая определенным потоком свободной ликвидности, стремятся разместить его в высокодоходные проекты. Учитывая, что у типичных лизинговых компаний в структуре работающего капитала подавляющее место занимают кредитные ресурсы, размер собственных условно свободных денежных средств оптимален именно для размещения его в небольшие и непродолжительные по времени проекты, что, в свою очередь, позволяет сократить сроки оборачиваемости собственного капитала, а также, в целом, несколько улучшает картину с оборотом НДС.

ЛизингInfo.Ru: Различные сегменты пищевой индустрии развиты неоднородно: представители каких сфер пищевого производства предъявляют наибольший спрос на лизинговые услуги?

Сиченков Д.Н.: Вообще лизинговые компании готовы работать как с зарубежными, так и с российскими поставщиками и производителями оборудования, тем более, что продавец предмета лизинга в большинстве случаев выбирается потенциальным лизингополучателем. По ощущениям пока большей популярностью пользуется все-таки импортное оборудование, хотя в последнее время уровень отечественного оборудования для пищевой отрасли существенно вырос. Что касается предпочтений лизинговых компаний по работе с поставщиками и производителями оборудования, то тут все определяется условиями оплаты и поставки товара, а также уровнем сервиса, предоставляемым поставщиком на всем протяжении использования оборудования: начиная от шефмонтажа и заканчивая гарантийным обслуживанием и применением механизмов трейд-ин. Опыт нашей компании свидетельствует о том, что при прочих равных условиях поставщики и производители зарубежного оборудования предлагают более выгодные условия поставки оборудования и более комфортные условия сервисного обслуживания. У зарубежных контрагентов, как правило, более тщательный и профессиональный шефмонтаж, широкая сеть дилерских и сервисных центов, выше правовая и деловая культура, да и само оборудование отличается более высоким качеством. Однако, следует отметить, что российские производители и поставщики стремительно повышают качество своей работы и выпускаемой продукции.

ЛизингInfo.Ru: У каждой отрасли есть свои особенности, например, сезонная зависимость для лизинга С/Х техники. В чем специфика отрасли пищевого оборудования?

Сиченков Д.Н.: Интерес к лизинговому финансированию стали проявлять предприятия практически всех сегментов пищевой отрасли. Опыт нашей компании свидетельствует о росте спроса на лизинговые услуги среди предприятий молочной, мясоперерабатывающей, плодоперерабывающей, упаковочной (для пищевой продукции) отраслей. Также активно обращаются за лизингом пищевого оборудования хлебопекарные предприятия, предприятия общественного питания и торговые сети.

ЛизингInfo.Ru: Потенциальными клиентами лизинговых компаний в сфере пищевого оборудования являются как предприятия-производители, так и предприятия общественного питания. Есть ли разница между их отношением к лизингу? Если да, то с чем это связано?

Сиченков Д.Н.: Есть значительная разница при работе с крупными предприятиями производителями пищевого оборудования и продовольственной продукции и малыми предприятиями, занимающимися производством и конечными продажами продовольствия. Если финансовое состояние первых, как правило, можно оценить на основании данных официальной бухгалтерско-финансовой отчетности, то при работе со вторыми, зачастую, приходиться изучать сведения, содержащиеся в управленческой отчетности. Связано это с тем, что малые производители продовольственной продукции, одновременно занимаясь ее реализацией на розничном рынке, имеют дело с большим удельным весом наличных денег, из которых определенная часть не отражается в регистрах бухгалтерского учета. Также следует отметить, что предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, во многом зависят от поставщиков сырья, в связи с чем сезонные риски для них сохраняются.

_________________________________________________________________

Сиченков Д.Н.: Разница есть. Предприятия общественного питания имеют достаточно высокий удельный вес наличных денег, неучтенных в документах бухгалтерского учета, а также, как правило, «сидят» на ЕНВД. Предприятия-производители пищевого оборудования и продовольственной продукции, в основной своей массе, применяют общую систему налогообложения и имеют более прозрачные денежные потоки, а также более достоверную бухгалтерскую отчетность. Учитывая, что экономия при лизинговом финансировании происходит именно за счет минимизации налоговых платежей, наибольший интерес к лизингу, как к финансовому инструменту (со всеми его плюсами), проявляют именно предприятия-производители. Предприятия общественного питания в лизинге привлекают более длинные, по сравнению с кредитом, сроки финансирования, а также более упрощенные процедуры получения финансирования.



Мнение экспертов о лизинге пищевого оборудования!



Главная --> Новости