Главная --> Новости --> КРЕДИТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОШИВА Газфлот принял от Газтехлизинга в эксплуатацию на основе лизинга транспортно-буксирное судно Дунай КАМАЗ включился в реализацию президентских программ Инновации – в лизинг Корейцы из Ижевска

Какая информация есть?

Работа по структурированию ианализу данных на российском автомобильном рынке была начата нашим коллективом четыре года назад. На тот момент ощущался дефицит открытой взвешенной аналитики практически по всем сегментам российского рынка. Причем недостаток этой информации был связан не столько сотсутствием аналитических изданий иотчетов, ав большей степени сособенностями учета иотчетности. Кроме того, явно прослеживалось отсутствие четкой структуры, атакже комплексного подхода кподаче информации. Эта проблема актуальна исейчас, но уже не втой мере, как раньше. Тем неменее, по ряду сегментов рынка информации до сих пор крайне мало, например, по российскому рынку автокомпонентов.

  • К сожалению, вРоссии отсутствует единая база соперативными данными по постановке автомобилей на учет, по которой можно было бы ежемесячно отслеживать рынок. Такие данные доступны почти во всех развитых странах мира, но унас они появятся видимо не скоро.
  • Большой провал вданных по парку иномарок. Сейчас вРоссии уже насчитывается более 6млн. иномарок, аофициальная региональная «разбивка» существует только на «правый илевый руль».
  • Очень «скудны» данные по импорту. Точных цифр импорта подержанных автомобилей вообще нет. Аналитики пользуются оценочными параметрами, нет «внутренней» раскладки по маркам имоделям.
  • Практически нет никакой аналитики по рынку автомобильных компонентов изапчастей вРоссии. Есть только маркетинговые отчеты по некоторым сегментам, (например по шинам иаккумуляторам). Комплексного анализа российского рынка компонентов нет вообще.
Кому идля чего нужна информация?

  • АСМ-холдинг готовит ежемесячные, ежеквартальные иежегодные отчеты сданными по производству. Они достаточно подробные иглубокие. Впоследнее время вэтих отчетах стали появляться иданные по продажам, атакже оценки рынка. Возможно, этим отчетам не хватает некоторой наглядности.
  • Ассоциация европейского бизнеса вРФ воперативном режиме ведет базу данных по продажам иномарок вРоссии. Достаточно подробные ежемесячные данные доступны только для членов ассоциации инебольшой объем («необходимый минимум») распространяется для прессы.
  • ГТК, ГИБДД, ГКС идругие официальные источники обладают собственными базами данных. В«открытый эфир» выдается минимальный объем информации собщими цифрами, Кое-что можно найти на основе т.н. «утечки информации». Проблема втом, что данные, полученные разными путями порой «не стыкуются» между собой ипроверить их достоверность практически невозможно. Существует также проблема выхода информации сбольшим опозданием всроках после отчетных дат.
  • Аналитические компании выполняют работу по анализу авторынка на заказ «под конкретного клиента», атакже готовят типовые маркетинговые отчеты, рассчитанные на более массовую аудиторию. Уровень этих продуктов разный, тем не менее, выбор уже есть. Скаждым годом таких отчетов все больше. Один из минусов втом, что основная масса готовых отчетов построена на основе одних итех же данных, ачасть наиболее интересных тем так иостается «закрытой».
  • Интернет впоследнее время становится одним из наиболее востребованных каналов распространения иполучения информации, за счет своей «вседоступности» иоперативности. Из Сети WWW сейчас можно получить огромный объем первичной информации, атакже различные оценки икомментарии. Практически все это всвободном доступе икое-что– по подписке. Тем не менее, эта информация вообще никак не структурирована. Работать сней достаточно сложно ипорой данные противоречат друг другу.
Какой информации не хватает?

Структра информации ипериодичность

На основании собственного опыта можно констатировать, что основными потребителями автомобильной статистики ианалитики являются производители автомобилей икомпонентов. Также большой интерес проявляют наиболее «продвинутые» дилеры иторговые компании. Кроме того, этой информацией впоследнее время активно начали интересоваться банки, лизинговые, страховые иконсалтинговые компании.

Автомобильный рынок России– предварительные итоги 2006 года

Структура изложения информации по автомобильному рынку России, разработанная нами включает три основных раздела– «производство», «продажи» и«парк». Разделы состоят из ряда тем, которые всвою очередь делятся на отдельные информационные сегменты размером водну страницу формата А Практически каждая тема иллюстрируется графиками идиаграммами. На странице примерно две трети места уделено таблицам, графикам идиаграммам иодна треть– текстовым пояснениям. Втаком формате, по нашему мнению наиболее удобно воспринимать информацию иработать сней. Итоговый справочник «Автомобильный рынок России» объемом примерно в200 страниц, выходит один раз вгод вконце апреля. Помимо него, ежемесячно выпускаются маркетинговые отчеты (50-80 стр.) по отдельным сегментам рынка. Начиная с2007 года, будут выходить еще иэкспресс-отчеты на 15-20 страниц, соперативными данными ианализом по более узким темам.

В 2006 году объем продаж новых автомобилей вРоссии составит 1,78 млн. единиц, что больше прошлогодних показателей на 23%. Столь быстрый рост позволил российскому рынку переместиться с10 на 8место вмире, ис 6на 5место– вЕвропе. По объему продаж новых легковых автомобилей втекущем году Россия обойдет Испанию иБразилию. При сохранении нынешних тенденций, уже кконцу 2007 года наша страна догонит Францию, ав 2008-2009 годах– Великобританию иИталию. В2010-2011 годах российский рынок может сравняться ссамым крупным вЕвропе рынком Германии, на которой сейчас продается более 3млн. легковых автомобилей вгод.

Автомобильный рынок России из года вгод планомерно растет. Этот рост подкреплен рядом долгосрочных факторов. Среди основных можно выделить рост российской экономики идоходов населения, укрепление рубля по отношению косновным мировым валютам. Кроме того, локомотивом роста рынка являются кредитные деньги, объем которых скаждым годом становится все более значительным, аусловия для покупателей автомобилей– все лучше. Впоследние годы также отмечается рост корпоративных продаж, икак следствие– развитие рынка лизинга, хотя этот сегмент пока еще только зарождается.

Анализ автомобильного рынка ипарка Москвы

Основным итогом 2006 года на российском рынке стал факт превышения объемов продаж новых иномарок над отечественными автомобилями. Впервом квартале текущего года небольшой перевес все же оставался за российскими моделями, но кначалу лета ежемесячный объем продаж иномарок превысил отметку в80 тысяч машин, которая давно уже остается недосягаемой для российских моделей. Вконце года реализация иномарок выросла еще больше, превысив отметку в100 тысяч машин вмесяц, Авот продажи отечественных моделей, внынешнем осенне-зимнем сезоне заметно снизились. Витоге, согласно нашей оценке, в2006 году нароссийском рынке будет продано 758 тысяч новых легковых автомобилей отечественных марок (42,6% рынка) и1 млн. 20 тыс. иностранных марок (57,4% рынка). При этом, продажи российских моделей вгодовом исчислении снизятся почти на 9%, аиномарок вырастут на 66%. По итогам года на российском рынке врейтинге иномарок произойдут некоторые изменения. На первое место, скорее всего, выйдет Ford срезультатом около 120 тыс. машин. Второе место достанется Chevrolet, которой сучетом продукции СП GM-АВТОВАЗ должен реализовать порядка 115 тысяч машин. Третье ичетвертое места, сблизкими результатами (около 100 тыс. шт.) займут бренды Toyota иHyundai. С5-го по 9-е место результаты продаж также очень близки– разница между ними (Nissan, Renault, Mitsubishi, Daewoo, Kia) находится впределах 10 тысяч машин (65-75 тыс. шт.). Другие марки пока заметно отстают от лидеров. Оценочные данные продаж по 2006 году приведены втаблице.

Рынок

На долю Москвы сейчас приходится чуть более 10% российского парка ипорядка 20% российского рынка легковых автомобилей. Еще порядка 6,2% парка и8-10% рынка приходится на долю Московской области. На учет вГИБДД Москвы ежегодно встает более 30% иномарок, продаваемых на российском рынке. Несмотря на ежегодное смещение доли продаж впользу регионов, по ряду иностранных брендов (в основном наиболее дорогих) доля Москвы по-прежнему превышает 50%. Московский рынок является также «транзитным» для регионов близлежащих кМоскве. Значительная часть покупателей из областей, граничащих или находящихся врадиусе 300-600 км от Москвы (Тульская, Владимирская, Тверская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Ярославская, Ивановская идр.) приобретает новые автомобили встолице. Это добавляет кёмкости московского автомобильного рынка еще примерно 30-50%, ипозволяет активно развивать дилерский бизнес.

Марочная структура рынка Москвы по иномаркам во многом повторяет общероссийские тенденции. Хотя небольшие перестановки врейтинге марок все же существуют. Лидером встолице по итогам 2005 года, как ив целом на российском рынке, была марка Hyundai сдолей 14,4%. На второй позиции Ford, который имел 10,75% столичного рынка. Следом идут Mitsubishi (9,66%), Nissan (9,02%) Toyota (7,06%), Daewoo (5,73%), Mazda (5,52%), Renault (4,34%), Kia (4,12%), изамыкает десятку лидеров Volkswagen срыночной долей в2,83%.

В столице сейчас работает более 200 официальных дилеров, 90% из которых торгуют иномарками. Московский рынок из года вгод неуклонно растет. Согласно оценке компании «АВТОСТАТ», в2003 году вМоскве было продано 205 тысяч новых легковых автомобилей, из которых 80 тысяч (39%) пришлось на иномарки. В2004 году на рынке Москвы было реализовано уже 240 тысяч машин, при этом доля иномарок выросла до 52%. По итогам 2005 года вМоскве было зарегистрировано порядка 290 тысяч новых автомобилей, из которых на иномарки пришлось уже 2/3 рынка– 191.6 тысяч (66%). На 2006 год аналитики прогнозируют увеличение рынка Москвы до 350 тысяч новых машин. На долю иномарок вэтом году придется примерно 77% московского рынка (270 тыс. шт.).

По состоянию на начало 2006 года на каждую 1000 жителей российской столицы приходилось 252 автомобиля. Это существенно больше среднего показателя по России, который составляет 176 автомобилей. На протяжении всего «постсоветского» периода структура московского парка планомерно менялась. На начало 2006 года парк Москвы насчитывал 2млн. 623,3 тысячи легковых автомобилей. На долю автомобилей LADA встолице приходится 41,3% парка. При этом вазовская «классика» занимает 23,5% парка, семейство «Самара»– 10,9%, «десятое» семейство– 4,1%, иразличные модификации «Нивы»– 2,75%. Доли других отечественных марок легковых автомобилей неуклонно снижаются. Суммарно они составляют сейчас 17,2%. Среди отечественных марок наибольшую долю влегковом автопарке столицы занимает «ГАЗ» (6,79%), далее идет «Москвич» (4,36%), следом «ЗАЗ» (3,7%), потом «Ока» (1,04%), «Иж» (0,68%) и«УАЗ» (0,58%).

Парк

Анализ автомобильного рынка ипарка Санкт-Петербурга

Доля иномарок впарке Москвы до середины 90-х годов находилась на уровне ниже 10%. Кконцу прошлого десятилетия она выросла до 20%, в2003 году преодолела 30% рубеж, асейчас приближается к40% парка. Самой распространенной иномаркой вМоскве пока является Volkswagen (9% парка иномарок). Но, учитывая темпы ежегодного прироста, уже в2007 году его могут обойти Toyota иFord, которые кначалу года занимали 8,2% и7,2% столичного парка иномарок соответственно. Впервую десятку также входятMercedes (6,7%), Nissan (6,3%), Mitsubishi (6,3%), Audi (5,6%), BMW (5,3%), Opel (5,2%), Hyundai (5,1%). По динамике прироста парка за последние два года лидируют Hyundai (252%), Porsche (198%), Citroen (126%), Mazda (124%), Infiniti (122%), Lexus (120%) иSuzuki (109%) (прим.– среди марок спарком более 1000 шт.). Стоит отметить, что за последние 5лет, Москва иМосковская область обеспечили 40% прироста парка иномарок вРоссии. Тем самым, парк иномарок столичного региона за пять лет (с 2001 по 2006 год) увеличился в2,2 раза ипревысил 1,4 млн. единиц.

Рынок

Рынок Санкт-Петербурга является вторым по значимости после московского. На долю северной столицы приходится более 4% парка иоколо 8% российского рынка новых автомобилей. Причем, по иномаркам картина еще более «радужная»– доля Санкт-Петербурга соответствует 8,3% парка и10,9% рынка России. Тем не менее, московский рынок примерно втри раза больше питерского. Так, число иномарок, зарегистрированных вГАИ Санкт-Петербурга в3,3 раза меньше, чем вМоскве. Сравнительная оценка продаж новых легковых автомобилей дает разницу в2,5-2,8 раза впользу столицы. Авот число дилеров вгороде на Неве отличается от московского менее чем вдва раза.

Среди иномарок лидируют Toyota (11,4% рынка), Chevrolet (10,1%) иFord (10%). Достаточно сильны вСанкт-Петербурге позиции Mitsubishi (5,35%), Hyundai (5%) иNissan (4%). Кроме того, вдесятку лидеров среди иномарок входят Renault (4,1%), Daewoo (3,2%), Mazda (3%) иKia (2,9%). Вцелом на Санкт-Петербург приходится 11% от общего объема продаж иномарок вРоссии, при этом диапазон колебаний рыночных долей по конкретным маркам составляет от 6% до 17%. Аналитики отмечают, что Санкт-Петербург также как иМосква является «транзитной площадкой» для близлежащих кгороду регионов. Хотя отсутствие крупных городов на Северо-Западе России, атакже достаточно низкие доходы населения вэтом регионе не позволяют вполной мере использовать данный фактор. По оценке компании «АВТОСТАТ», «транзитный фактор» добавляет кемкости питерского рынка всего 15-20%, против 30-50% по Москве.

Автомобильный рынок северной столицы развивается достаточно динамично. Если в2003 году здесь было продано около 60 тысяч новых автомобилей, то уже в2005 был преодолен 100-тысячной рубеж. Оценка продаж на 2006 год показывает рост до 140 тысяч машин. При этом три из четырех проданных вПитере автомобилей– это иномарки, втом числе российской сборки. Марочная структура рынка Санкт-Петербурга во многом повторяет общероссийские имосковские тенденции. Тем не менее, есть иотличия. Лидером рынка всеверной столице, как ивсюду по России является марка LADA. Хотя по итогам 2006 года её рыночная доля здесь будет ниже, чем всреднем по России– 21,4% против 38,9% соответственно. Стоит также отметить, что на Санкт-Петербург приходится лишь чуть более 4% от общего числа продаж автомобилей LADA по России.

На каждую 1000 жителей северной столицы приходится 228 легковых автомобилей, что выше среднего показателя по России (176 шт.), но ниже, чем вМоскве (253 шт.). По состоянию на начало 2006 года впарк Санкт-Петербурга насчитывал 1млн. 63,5 тысячи легковых автомобилей. За пять последних лет он вырос на 16,5%, что несколько меньше, чем вцелом по России (25,6%). Доля автомобилей LADA за этот период снизилась с48% до 43%. При этом на долю вазовской «классики» кначалу года вПитере приходилось 23,9% парка, семейство «Самара» занимало11,8%, «десятое» семейство– 5,7%, аразличные модификации «Нивы»– 1,6%. Доли других отечественных марок легковых автомобилей, из года вгод также неуклонно снижаются. Суммарно они составляют сейчас 13,4%, что даже ниже, чем вМоскве (17,2%). Среди отечественных марок наибольшую долю влегковом автопарке «северной столицы» занимает «ГАЗ» (4,9%), далее идет «Москвич» (3,3%), следом «ЗАЗ» (3,3%), потом «Иж» (0,71%), «Ока» (0,64%) и«УАЗ» (0,56%).

Парк

Целиков С.Ю., директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» (Тольятти), эксперт комитета по предпринимательству вавтомобильной сфере Торгово-Промышленной Палаты РФ

Доля иномарок впарке Санкт-Петербурга за пять лет выросла на 9%– с30,4% до 39,4%. Самой распространенной иномаркой вСанкт-Петербурге является Volkswagen. Причем на его долю здесь приходится более 15% парка иномарок, тогда как вМоскве на долю этой марки приходится лишь 9% парка. На втором месте сдолей 11,2% находится Ford. Общероссийский лидер парка иномарок Toyota вСанкт-Петербурге занимает лишь пятое место (7,54%). Вперед себя по числу зарегистрированных машин Toyota пропустила Opel (9,77%) иMercedes (7,95%). Популярность моделей Opel объясняется их дешевизной вподержанном состоянии, атакже иблизостью западной границы, откуда эти машины изавозились. Впервую десятку также входят Audi (5,4%), BMW (4,8%), Mitsubishi (4,65%), Nissan (4,02%) иHyundai (3,34%). По приросту парка за последние два года вСанкт-Петербурге лидируют Toyota, Hyundai, Mitsubishi, Ford иNissan.



Главная --> Новости