Главная --> Новости --> ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ» передала 50 автобусов НЕФАЗ транспортному предприятию ЗАО «ПАК-Инвест» 99 единиц дорожно-строительной техники «Росдорлизинг» передал в 2006 году предприятиям отрасли Определение и сущность лизинга Лизинговая деятельность снова в законе Первая лизинговая сделка по приобретению вагонов для первого частного поезда в России осуществлена банком «Электроника» и его партнерской лизинговой компанией «ПромПереоснастка».

Альтернатива для Севера

Россия нуждается в федеральной целевой программе развития малой энергетики, в законах, стимулирующих привлечение в малую и атомную энергетику частных инвесторов. Такова суть рекомендаций в адрес Правительства РФ, предложенных участниками научно-практической конференции «Малая энергетика-2006» (22 – 23 ноября, Москва). Только таким образом, считают они, Россия сможет справиться с проблемой энергобеспечения удаленных территорий, которые сложно перевести на централизованное энергоснабжение, прежде всего северных регионов нашей страны.

Между тем именно северо-восточные регионы обладают значительным запасом возобновляемых природных ресурсов, реальная степень освоения которых невелика. Это ветро- и гидроэнергетика, термальные ресурсы. Это уголь и углеводороды небольших локальных месторождений. В 1998 году на уровне Госкомсевера был принят проект, предусматривающий ввод в эксплуатацию 33 перерабатывающих мини-заводов. Но в настоящее время практическая реализация проекта по переработке нефтепродуктов на местах добычи осуществляется довольно активно только в Сахалинской области и в Республике Саха. Разумеется, переход к использованию местных энергоресурсов стоит недешево. Но он позволяет свести к минимуму ежегодные затраты из бюджета, необходимые для приобретения дизельного топлива.

Энергетические проблемы российского Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока общеизвестны. Это зависимость от сезонного завоза, высокая степень износа дизельных электростанций, достигающая 80% и более. Прибавим слабое развитие транспортной инфраструктуры и ее следствие – практику применения многосоставных транспортных цепочек, увеличивающих и без того немалую стоимость привозного топлива. «Для наиболее отдаленных потребителей Северо-Востока транспортная составляющая стоимости привозного топлива достигает 70 – 80%, – отмечает Ирина Иванова, старший научный сотрудник лаборатории энерго-экологического мониторинга Института систем энергетики имени Мелентьева (Иркутск). – И это касается не только завозимого жидкого топлива, но и добываемого в северных районах угля».

Еще один путь развития малой энергетики Севера – применение атомных станций малой мощности (АСММ), рассчитанных на срок работы до 20 – 25 лет без перегрузки активной зоны. По данным Аркадия Шадрина, заведующего сектором теплоэнергетики Института физико-технических проблем Севера (Якутск), применение АСММ позволяет осуществлять замену топлива раз в 3 – 4 года, а то и реже, что снимает проблему северного завоза топлива на соответствующий срок. Сегодня в России имеется несколько разработок малых атомных станций, как плавучих, так и стационарных. Более того, собственные усилия в этой области предпринимают и другие крупные энергопотребители, в том числе Япония и Южная Корея, уже объявившие о строительстве собственных малых атомных станций.

Мирный атом на службе малой энергетике

Кто профинансирует малые АЭС

Для того чтобы идея развития АСММ стала реальностью в России, необходимы соответствующие маркетинговые исследования и разработка программы по проектированию и строительству АСММ. Необходимы НИИОКР по разработке проектов малых атомных станций и закон федерального значения, определяющий формы участия частного бизнеса в атомной энергетике.

Но главным барьером, препятствующим созданию подобных комплексов, является отсутствие возможности со стороны государства привлекать частного инвестора. Инвестор не может стать владельцем ядерного энергетического объекта и не видит своих выгод во вложении собственных финансовых ресурсов в проекты ядерной энергетики. Поэтому и на сегодняшний день, и в ближайшей перспективе наиболее оптимальным из возможных путей коммерциализации проектов малой ядерной энергетики представляется их реализация в виде государственно-частного партнерства с применением таких экономических инструментов, как лизинг и ВОТ (Build – Operate – Transfer, или Строительство – Владение – Управление). Именно эти два варианта позволяют создать условия, необходимые для привлечения свободных инвестиционных капиталов и соблюсти требования нормативно-правового законодательства РФ.

Одна из проблем, связанных со строительством атомных станций малой мощности, – более высокие, чем в «большой» атомной энергетике, удельные капитальные затраты. Именно эта особенность обосновывает суждения о невысокой эффективности малой атомной энергетики. Один из вариантов решения этой проблемы, изложенный в докладе аспиранта Государственного технического университета атомной энергетики Алексея Ищекова, – создание ядерных энерготехнологических комплексов (ЯЭТК), состоящих из атомной станции и связанного с нею производственного комплекса по выпуску товарной продукции. Такие комплексы обладают целым рядом преимуществ. В частности, экономическая эффективность малой атомной станции существенно повышается при эксплуатации ее в составе ядерного энерготехнологического комплекса. Это обусловлено мобильным преобразованием производимой на АСММ энергии в полезную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Доход от сбыта этой продукции может существенно превосходить прибыль от продажи электроэнергии. При этом затраты на реализацию практически любого когенерационного с АСММ производства ниже, чем капитальные вложения в саму АСММ.

В конференции приняли участие представители аппарата Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; Совета Безопасности РФ; Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи; Федерального агентства по атомной энергии; региональных органов государственной власти; концерна «Росэнергоатом»; РАО «ЕЭС России»; НП АТС; организаций и предприятий Росатома; Люксембурга и Германии; вузов России; научно-исследовательских институтов РАН; Международного агентства по атомной энергии; частного инвестиционного фонда «Базовый элемент»; частных и государственных организаций и компаний, работающих в энергетическом секторе экономики.

Организатор конференции «Малая энергетика-2006» – ОАО «Малая энергетика», действовавшее при поддержке Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике, транспорту и связи, Федерального агентства по атомной энергии, концерна «Росэнергоатом», РАО «ЕЭС России», ЗАО «МЭТР».



Главная --> Новости