Главная --> Новости --> От конкуренции — к партнерству Возникновение и значение договора лизинга Главные претензии налоговиков к договору лизинга Авторынок: экспансия дорогих иномарок продолжается Nissan вновь признал компанию Genser своим лучшим дилером в России

Бурное развитие рынка финансовой аренды в России замедлилось, и, возможно, в этом году рост рынка будет самым низким за всю историю его существования. Такая ситуация объясняется множеством причин, но основной из них, по мнению участников лизингового рынка, является жесткая позиция налоговых органов. При любой возможности фискалы пытаются оспорить законность сделки финансовой аренды и аннулировать налоговые льготы клиента, а лизинговой компании (ЛК) отказывают в законном праве на возмещение ранее уплаченного НДС. По подсчетам экспертов, из-за просрочек в возвратах общая сумма НДС, подлежащего возмещению, но «задержанного» фискалами, с начала 2005 года по настоящее время превышает $300 млн. Как уверяют в ассоциации «Рослизинг», это не позволило ЛК заключить сделки на сумму около $1 млрд. В итоге финансовая аренда, которой государство обеспечило все законодательные предпосылки для развития, стагнирует. Неофициальные планы. Лизингодатели несут потери из-за невозможности вовремя получить компенсацию за ранее уплаченный НДС, так как их фактически обязывают платить его дважды. Первый раз – при покупке оборудования (все и сразу), а потом – по мере поступления платежей от клиента (ежемесячно или ежеквартально). В идеале ЛК хотела бы получить назад НДС сразу «живыми» деньгами (это разрешает Налоговый кодекс) после приобретения оборудования, а уже потом рассчитываться с бюджетом. Но сделать это практически никогда не удается. «Налоговые органы не желают брать на себя ответственность за возврат больших сумм НДС», – поясняет директор по учету и отчетности «Глобус-лизинга» Наталья Крылова. Ведь районных фискалов проверяют вышестоящие инстанции. В оправдание возврата инспекторы должны представить огромное количество ксерокопий документов, подтверждающих, что проводилась тщательная проверка налогоплательщика и делались встречные контрольные мероприятия, иначе работников инспекции могут обвинить в сговоре с налогоплательщиком в корыстных целях. «Поэтому легче отказать в возврате по любой формальной причине, например заявить, что представленный пакет документов не позволяет сделать вывод о правомерности возмещения НДС», – объясняет Наталья Крылова. Кроме того, у каждой инспекции Федеральной налоговой службы (ФНС) есть собственные обязательства по выплатам в бюджет. «Несмотря на все публичные заявления ФНС об отсутствии «планов» по сбору налогов и возмещению НДС, такие нормативы негласно существуют, – уверяет финансовый директор «Дельтализинга» Станислав Даныш, – и сотрудники налоговых инспекций действуют исходя из необходимости их выполнения». Поэтому единственное, что остается сделать ЛК, это зачитывать НДС, который перечисляет клиент в составе лизинговых платежей. Скажем, уплатила ЛК 1,2 млн рублей в бюджет при покупке оборудования, а ежемесячно ей приходит от клиента 100 тыс. рублей НДС, поэтому в течение года компания на законном основании освобождается от уплаты налога по данной сделке, так как это уже сделала. «У любой лизинговой компании, тем более если она активно развивает свой бизнес, очень быстро складывается ситуация, при которой сумма налоговых вычетов превышает суммы НДС, положенных к уплате в бюджет», – рассказывает заместитель генерального директора «Локат Лизинг Руссия» Дмитрий Шабалин. Это фискалам, мягко говоря, не нравится и служит поводом очередных придирок. К чему бы придраться? «Дыры» в законодательстве дают налоговикам шанс оспорить любую сделку финансовой аренды. По словам генерального директора компании «Ханса Лизинг» Виталия Ляскавки, отсутствие однозначного толкования уже имеющихся нормативных актов по возмещению НДС позволяет налоговым органам удерживать выплаченные суммы, а от этого страдают в первую очередь не фирмы-однодневки, а компании, вложившие миллиарды рублей в развитие производства. «В основном отказы в возмещении делаются на основании нарушения статьи 169 Налогового кодекса, а именно из-за неверно оформленных счетов-фактур», – рассказывает Наталья Крылова. Фискалы ищут формальные признаки, по которым можно признать счет-фактуру неправильным. Например, подпись директора поставщика на контракте не соответствует его автографу на счете-фактуре, отсутствует расшифровка подписи или указан адрес, по которому поставщик физически не располагается. Чаще всего возмещение не дают просто из-за того, что на практике лизингодатели не могут подтвердить налоговым органам факт уплаты НДС поставщиком оборудования. «Более того, в последнее время фискалы рассматривают весь жизненный цикл предмета сделки (например, с момента его ввоза на территорию РФ), всех его продавцов и владельцев, несмотря на то, что лизинговая компания не имеет к ним никакого отношения», – сетует Станислав Даныш. В результате, если кто-либо когда-либо в цепочке не уплатил НДС, может пострадать ЛК. Ее обвинят в недобросовестности. «Досконально проверить поставщика и его партнеров у лизингодателя просто нет возможности», – сетует коммерческий директор «Петролизинг-менеджмента» Андрей Николаенко. Ведь у лизинговой фирмы нет таких полномочий, как, например, у органов внутренних дел, а проводить расследование лизингодатели просто не имеют права. Проверка на прочность

Возврат. Фискалы ведут ожесточенную борьбу с мошенническими схемами возмещения налога, но при этом страдают и честные налогоплательщики, особенно игроки лизингового рынка.



Главная --> Новости