Главная --> Новости --> Правовые и налоговые аспекты лизинга в России и проблемы, связанные с изменениями в налоговом законодательстве Коммерческая недвижимость/Лизинг вместо ипотеки Ассоциация промышленных предприятий Луганской области решила создать дочернее предприятие Сломанный резец Информация по видам лизинга

Впоследнее время наблюдается бурный рост розничной торговли врегионах. Открываются новые супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры. Масштабность проектов ирастущая конкуренция заставляют ретейлеров активно работать над продвижением объектов, атакже искать способы минимизации издержек. Что касается последнего, торешением проблемы все чаще становится приобретение торгового оборудования влизинг.

Дальнейшее эффективное развитие розничной торговли потребует активного использования инструментов финансового рынка

Как финансовый инструмент лизинг появился внашей стране вначале 1990−х, ноего различные направления развивались неравномерно. Так, лизинг транспортных средств сразу приобрел популярность иудерживает лидерские позиции досих пор. Кфинансовой аренде недвижимости интерес появился сравнительно недавно, эта услуга становится востребованной. История развития лизинга торгового оборудования наиболее интересна: изгода вгод этот сегмент называли перспективным, ожидая, что онвот-вот займет лидерские позиции впортфеле лизинговых компаний. Ноничего подобного непроисходило —всибирском регионе его доля, поисследованиям АЦ«Сибирь», колебалась от2% до12%.

Несошлись характерами

Бытовые проблемы

Причин стабильно низкого предложения несколько. Во-первых, известно, что его катализатором является спрос, анапервых этапах развития розничной торговли внашей стране этот важный элемент рыночных отношений оставался нанизком уровне. Желающим заняться торговлей или модернизировать имеющиеся активы нехватало знаний опреимуществах работы сновым финансовым инструментом, поскольку лизинг тогда еще незаслужил доверия. Кроме того, возможность приобретения оборудования врассрочку неспособствовала развитию альтернативных способов пополнения оборотных активов. Во-вторых, сами лизинговые компании уделяли мало внимания этому направлению потому, что основными потенциальными клиентами втовремя были мелкие исредние магазины, которые часто меняли хозяев, аиногда бизнес оказывался брошенным вместе совсеми долгами. «Большинство торговых предприятий —это средний ималый бизнес, который нередко работал или работает «всерую». Данное обстоятельство часто непозволяет достоверно оценить платежеспособность хозяйствующего субъекта», —делится опытом ведущий специалист ООО «АльянсРегионЛизинг» (Новосибирск) Ольга Ходорова. Следовательно, риски были слишком высоки, аесли добавить кним нестабильность экономики иполитики, тотакая тактика выглядела вполне логичной.

«Еще одна проблема —это качество икомплектность торгового оборудования. Нередко из-за недопоставки продавцом деталей исоставных частей оно неможет быть вовремя смонтировано, апростой вторговле ощущается особенно. Еще хуже, если при отсутствии каких-либо элементов крепежа провисают смонтированные стеллажи вовремя ихэксплуатации», —рассказывает Ольга Ходорова.

Насовременном этапе развития также существуют препятствия для увеличения доли лизинга торгового оборудования впродуктовой линейке лизингодателя. Вутвержденном Правительством РФ«Общероссийском классификаторе основных средств» приведен перечень оборудования, которое относится кторговому, нонередко при сделках классификация проводится несовсем верно. Кпримеру, приобретаемые для торгового зала банкомат или систему видеонаблюдения теоретически можно отнести кторговому оборудованию, носогласно классификатору они таковым неявляются. Возможна ситуация, когда поодному договору лизинга приобретается несколько видов оборудования —например, грузовой транспорт для доставки товаров, стеллажи, витрины. Тогда договор будет отнесен ктой группе, стоимость которой превалирует. Таким образом, доля лизинга торгового оборудования вобщем портфеле отражается несовсем корректно.

Можно сбольшой долей вероятности утверждать: несмотря насложности, растет интерес клизингу торгового оборудования. Нарегиональный рынок выходят крупные столичные игроки, привыкшие работать полизинговым схемам. Расширяются имодернизируются местные ретейлеры, готовясь составить серьезную конкуренцию первой группе. «Как известно, торговля относится котраслям свысокой оборачиваемостью, арозничная торговля —основной потребитель торгового оборудования —имеет при этом наименьшую посравнению сдругими отраслями долю собственных средств вструктуре источников финансирования. Скаждым годом эта доля сокращается. Если оборачиваемость впромышленности составляет несколько месяцев, товторговле —всреднем 15дней. Поэтому эта отрасль наиболее чувствительна квыводу капитала изоборота ипостепенно переходит кболее выгодным схемам финансирования —отрассрочки икредитования клизингу», —говорит генеральный директор ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ» (Набережные Челны) Альфия Гарифуллина.

Бранятся —только тешатся

Начинающаяся конкуренция среди лизингодателей (особенно вборьбе закрупного клиента сразвитой торговой сетью) также приводит ктому, что лизинг становится доступнее для среднего ималого бизнеса —как вплане снижения требований, так ипостоимости услуг. Это всвою очередь увеличивает спрос. Сделан серьезный шаг навстречу клиентам —появилась услуга предоставления влизинг полностью оснащенного торгового места, тоесть торговой точки «под ключ».

Лизингодатели также перестают игнорировать этот сегмент. Риски при работе склиентами снижаются, поскольку происходит отход от«серых» схем, компании зарабатывают репутацию, апоставщики, конкурируя друг сдругом, стараются добросовестно исполнять свои обязанности. Кроме того, становится проще работать сзарубежными партнерами (которые либо открывают местные филиалы ипредставительства, либо готовы сотрудничать сроссийскими компаниями навзаимовыгодных условиях).



Главная --> Новости