Главная --> Новости --> На линиях московского авиатакси будут эксплуатироваться самолеты Эмбрайер-120 и Цессна-208 Правовые и налоговые аспекты лизинга в России и проблемы, связанные с изменениями в налоговом законодательстве Коммерческая недвижимость/Лизинг вместо ипотеки Ассоциация промышленных предприятий Луганской области решила создать дочернее предприятие Сломанный резец

Например, доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США, Германии колеблется от 50% до 54%, в Японии 52—55%, Италии, Франции — около 60%. В России малый бизнес, несмотря на все сложности развития, уже "кормит" до трети населения России. Однако в реальной практике предприниматели часто натыкаются на огромное количество разных препятствий и в итоге либо так и остаются "в тени", либо бросают начатое дело. Как отметил Президент России Владимир Владимирович Путин, "нам надо менять угол зрения на эту проблему, осознать, что без развития этого сектора в стране не будет ни устойчивого экономического роста, ни улучшения жизни людей".

Алексей Воробьев, председатель правительства СО: Малый бизнес в России, его развитие — важная задача государства и общества. Чем больше у нас людей, включенных в малый бизнес, тем устойчивее и здоровее экономика России. Малое предпринимательство стало первым шагом, с которого начался путь России в рыночную экономику. Развитое малое предпринимательство -уникальный и эффективный инструмент для создания стабильной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, достойное участие нашей державы в мировом экономическом сообществе.

Субъекты малого предпринимательства все шире вовлекаются в важнейшие сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий: производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов...

Государственная поддержка малого бизнеса - это в первую очередь формирование качественной, добротной правовой среды предпринимательства в целом. Для этого приняты, безусловно, прогрессивные федеральные законы "О едином налоге на вмененный доход", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О лизинге".

Повышение роли малого предпринимательства может быть обеспечено за счет его работы в сфере наукоемких технологий и активного использования в малом и среднем предпринимательстве последних достижений науки и техники. Сохранение и приумножение научно-технического потенциала страны, повышение инновационной активности малых предприятий производственной сферы — одна из важных задач малого предпринимательства.

Благодаря этому предприниматели являются значительной силой, играющей все большую роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни России. Такое положение связано с тем, что малое и среднее предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели составляют основу среднего класса. Другой важной особенностью является то, что в малом предпринимательстве, как правило, начинают свою деятельность молодые люди с высшим образованием, способные адаптироваться в рыночной экономике. Кроме того, малое и среднее предпринимательство является важнейшим механизмом обеспечения занятости и самозанятости населения.

В связи с этим на федеральном уровне необходимо и дальше совершенствовать правовую базу, облегчающую работу предпринимателей, регламентирующую надзор за их деятельностью. Сложности в этой сфере возникают пока из-за неточности правовых положений и разного рода "белых нормативных пятен".

К сожалению, несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России пока не отражает их потенциала. На низком уровне по сравнению с крупными и средними предприятиями находится инвестиционная активность малых предприятий. Их доля в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет только 3%.

Мы также обязаны найти способы, облегчающие доступ малого бизнеса к неиспользуемым основным фондам, прежде всего к помещениям и оборудованию. Необходимо подумать о еще одной составляющей - о ресурсах информационного характера, которые сегодня становятся сегодня одними из самых важных элементов развития предпринимательства.

Следующая проблема - это не только снижение налогов, но и упрощение самой процедуры налогообложения и бухгалтерского учета. Малым бизнесом в основном занимаются люди без специальной подготовки. И этим людям бывает трудно разобраться во всех тонкостях налоговой системы и современного бухучета.

Важным знаком, характеризующим качественные изменения в структуре малых предприятий, стало увеличение на 60% объемов производства у тех предпринимателей, которые занимаются реальным производством, по сравнению с 2005 годом. Например, в строительстве сегодня доля малых предприятий составляет почти 38 %, в сфере технического обслуживания, ремонта и торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — свыше 88 %.

В Свердловской области число занятых в сфере малого предпринимательства превысило 453 тысячи человек. Это около 20 % от числа экономически активного населения области! Каждое четвертое рабочее место в нашей области создано предпринимателями малого бизнеса. К середине 2006 года число малых предприятий - юридических лиц составило 30,3 тысячи, а количество предпринимателей без образования юридического лица - 77,5 тысячи. Вклад малого предпринимательства в современную экономику Свердловской области составляет 30,5 % от общего оборота всех предприятий и организаций области и в первом полугодии 2006 года достиг 229,7 млрд. рублей, превысив на 38,5 % показатели прошлого года.

Анализ слабых и сильных сторон малого предпринимательства и негативных факторов внешней среды, формирование государственной политики по отношению к малому предпринимательству у нас осуществляется с 1992 года, когда по инициативе губернатора Эдуарда Росселя у нас появился первый в России Центр содействия предпринимательству (позднее преобразован в Комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области). В 2002 году решениями Экономического совета при губернаторе Свердловской области одобрена, а постановлением правительства Свердловской области утверждена Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002—2015 годы.

Естественно, что добиться таких результатов малый бизнес смог только благодаря успешному взаимодействию с правительством Свердловской области, поддержке на муниципальном уровне.

Реализацию концепции по поддержке малого предпринимательства мы разделили на несколько этапов. Так, на период 2006—2010 годов намечено ежегодное увеличение числа малых предприятий и численности работающих в этой сфере на 2—4%. К 2010 году должно завершиться формирование областной системы ственной поддержки малого предпринимательства, будет создана инфраструктура, наиболее полно отвечающая потребностям субъектов малого предпринимательства.

В документе определены основные направления государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства, в том числе повышение конкурентоспособности и экономического потенциала субъектов малого предпринимательства, опережающее развитие малого предпринимательства.

В муниципалитетах также разрабатываются и реализуются программы развития малого предпринимательства, создаются местные организации инфраструктуры малого предпринимательства с использованием средств муниципальных бюджетов, осуществляется предоставление органами местного самоуправления субъектам малого бизнеса заказов на производство продукции, работ и услуг, земельных участков, нежилых помещений, льгот по налогам в части средств, перечисляемых в местные бюджеты. Сегодня целевые комплексные программы поддержки малого предпринимательства действуют в 33 муниципальных образованиях, а в шести реализуются планы по поддержке малого бизнеса.

На областном уровне финансовые средства из бюджета направляются на реализацию областных государственных целевых программ поддержки малого предпринимательства, проведение маркетинговых и социологических исследований в масштабах области, формирование и развитие единого информационного пространства предпринимательства, системы подготовки кадров и повышения их квалификации, создание региональной инфраструктуры для развития малого бизнеса.

Сейчас в Свердловской области принята и действует уже седьмая программа по государственной поддержке и развитию инфраструктуры малого предпринимательства на 2006-2008 гг. Она направлена на решение таких задач, как создание новых рабочих мест, внедрение современных технологий и высокотехнологичного оборудования, повышение конкурентоспособности продукции малого предпринимательства, развитие инфраструктуры малого и среднего бизнеса. В этом году на поддержку малого предпринимательства, с учетом создания венчурного фонда и Свердловского областного бизнес-инкубатора, из областного бюджета выделено более 150 млн. рублей.

Только за последние годы реальную поддержку получили тысячи малых предпринимателей. Например, с 2003 по 2005 годы финансирование "Государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области" увеличилось в 7,5 раза — с 5 млн. рублей в 2003 году до 38 млн. рублей в 2004 году, а в 2005 году было выделено около 61 млн. рублей.

Реализуя государственную политику финансовой поддержки малого предпринимательства, правительство Свердловской области создало систему муниципальных фондов. Сегодня у нас действует самая разветвленная в России сеть таких организации — 35 фондов. Основные их задачи — создание благоприятных условий для развития малого бизнеса во всех муниципальных образованиях Свердловской области и облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к механизмам государственной поддержки. Например, в 2005 году с помощью фондов были оказаны юридические и бухгалтерские услуги, проведено более 21 тыс. консультаций, обучено более тысячи предпринимателей.

Результатом системной работы по поддержке и развитию малого предпринимательства в течение последних четырнадцати лет стало качественное развитие малого предпринимательства в нашей области. Так, эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства в 2006 году провели классификацию субъектов Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства. В результате Свердловская область попала в число регионов, которые характеризуются высоким уровнем развития малых предприятий. Лучше показатели только в Москве и Санкт-Петербурге.

Президент Владимир Владимирович Путин говорит о том, что надо также искать формы, облегчающие малым предпринимателям доступ к кредитным и другим финансовым ресурсам. Поэтому с 2003 года областной фонд предоставляет поручительства по кредитам субъектов малого предпринимательства, полученным в банках Свердловской области. С 2006 года, кроме поручительств, в обеспечение предоставляется и залог векселей банков. Для реализации этой программы у областного фонда в настоящее время имеются ресурсы в размере 21 млн. рублей, в том числе в 2006 году выделено 12 млн. рублей. Договоры о сотрудничестве по этой программе заключены с четырьмя банками - КМБ-банком, Сбербанком, ВУЗ-банком, СКБ-банком. Сейчас ведутся переговоры о таком сотрудничестве с Уралвнешторгбанком, Свердловским Губернским банком, Банком Москвы. Всего за период с 2003 года по сентябрь 2006 года под поручительство фонда предприниматели получили кредитов на сумму свыше 75 млн. рублей. Еще одна форма поддержки представителей малого бизнеса - это программа субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, полученным малыми предпринимателями, которая реализуется нами совместно со Сбербанком и ВУЗ-банком.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства оказывается за счет средств областного бюджета, предоставляемых муниципальным фондам через Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства. Кроме того, для более успешного взаимодействия банковского сектора и малого бизнеса Свердловским областным фондом поддержки малого предпринимательства разработан ряд программ с участием средств областного бюджета.

В этом году на инвестиции в проекты победителей третьего конкурса уже выделено 37 млн. рублей (25 млн. рублей из областного бюджета, 12 млн. рублей - возвратные средства по займам). Через муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства развивается система микрофинансирования. За прошлый год было выдано 2502 микрозайма на сумму 54,6 млн. рублей, что позволило сохранить 254 и создать 402 новых рабочих места.

С 2004 года в нашей области проводятся конкурсы инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства. В 2004 году инвестиционные займы были предоставлены 28 предпринимателям на общую сумму 21,3 млн. рублей. В 2005 году займы на общую сумму 36,7 млн. рублей получили 29 предпринимателей из Екатеринбурга, Алапаевска, Краснотурьинска, Серова, Ирбита, Качканара и ряда других городов. В рамках второго конкурса в прошлом году шесть миллионов рублей было выделено предпринимателям, работающим в поселках и селах нашего региона. Благодаря этому профинансировано еще восемь проектов в Сосьве, Тугулыме, Байкалово.

После завершения курсов проводится презентация проектов, на которую приглашаются специалисты банков, органов местной власти, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Еще одно важное направление работы по развитию малого бизнеса - обучение начинающих предпринимателей. В прошлом году курсы для малых бизнесменов были проведены в 13 муниципалитетах, в том числе Гаринском, Таборин-ском и Серовском районах. Опыт показал, что такое образование помогает наладить свое дело, снижает риск вложений при открытии бизнеса.

Благодаря победе нашей области в федеральном конкурсе, который проводился в рамках постановления Правительства России, в сентябре 2006 года в Екатеринбурге открылся Свердловский областной бизнес-инкубатор. Средства на его строительство и оснащение оргтехникой выделялись на паритетной основе из федерального и областного бюджетов. Всего — 32 млн. рублей. В здании, общая площадь которого составляет 1000 квадратных метров, планируется разместить не менее 20 малых предприятий, которые начали работать менее года назад. Главная задача бизнес-инкубатора — помочь тем, кто открывает собственное дело либо планирует его расширение. Так, в первый год работы в здании новой структуры малые предприниматели будут платить за аренду 40% от рыночной стоимости, во второй -60%, в третий - 80%, после чего они должны будут освобождать помещения для новых малых лредприятий. Кроме того, предприниматели - клиенты нового комплекса смогут получить целый комплекс услуг: информационных, бухгалтерских, юридических. Это должно существенно облегчить и ускорить развитие их бизнеса. Отбор малых предприятий для размещения в бизнес-инкубаторе осуществляется на конкурсной основе управляющей компанией. Направления деятельности этих предприятий могут быть любыми за исключением торговли, общепит! И игорного бизнеса. В перспективе планируется строительство второй очереди бизнес-инкубатора.

Помимо муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, в городах области появляются и другие сервисные организации. В прошлом году в Первоуральске начал работать первый муниципальный бизнес-центр, появились информационно-консультационные центры для малых предпринимателей в Байкаловском и Ирбитском районах, поселках Левиха и Сосьва.

Еще одним важнейшим элементом инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Свердловской области должен стать венчурный фонд. Он позволит финансировать уникальные, перспективные научные исследования в сфере малого бизнеса, а также малые предприятия, занимающиеся научными исследованиями. Для Свердловской области открытие такого фонда имеет принципиальное значение, поскольку объем продукции малых предприятий науки и научного обслуживания в Свердловской области в три раза выше, чем у других регионов. Всего из федерального и областного бюджетов на создание фонда будет выделено 140 млн. рублей.

За счет средств областного бюджета до конца этого года намечено открыть еще две подобные структуры - в Реже и Карпинске. Кроме того, в 2007 году мы намерены предложить на федеральный конкурс проект организации инкубатора в Новоуральске.

Известный французский писатель Андре Моруа говорил: "Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому". Настоящую предпринимательскую хватку проявили десятки тысяч руководителей малых предприятий, бывших научных сотрудников и военных, инженеров и студентов. В невероятно сложных условиях они начали свое дело, стремясь обрести независимость, решить свои семейные и личные проблемы. Можно сказать, что уже сейчас развитие малого предпринимательства помогает нам ликвидировать бедность и безработицу, насыщает рынок товарами и услугами,

После образования фонда будет определена управляющая компания, которая создаст закрытый паевой инвестиционный фонд и сможет использовать бюджетные средства для инвестиций в развитие наукоемких малых предприятий. Кроме того, управляющая компания обязана привлечь на эти цели еще 140 млн. рублей от сторонних инвесторов. На эти средства будут приобретаться доли в уставном капитале субъектов малого предпринимательства в научной сфере, акции закрытых акционерных обществ. Таким образом, малые предприятия получат ресурсы, а после завершения проектов управляющая компания сможет продать свои доли либо самому предприятию, либо другим заинтересованным компаниям. Необходимо подчеркнуть, что роль малого предпринимательства в нашей жизни определяется не только объемами производства и продаж, количеством рабочих мест. Реальное значение малого предпринимательства заключается в том, что возродился целый пласт общественной жизни: предприимчивость, инициатива, активность, конкуренция — это то, что десятилетиями и веками двигает вперед экономическое развитие многих государств.



Главная --> Новости