Главная --> Новости --> Управление лизинговым процессом Реальная сделка по лизингу автотранспорта ООО ЭЛЕМЕНТ ЛИЗИНГ От конкуренции — к партнерству Возникновение и значение договора лизинга Главные претензии налоговиков к договору лизинга

По информации участников регионального рынка лизинга, его ежегодный рост составляет 30%. В среднем по России этот показатель превышает 50%. Популярность финансовой аренды связывают с несколькими причинами. В первую очередь она обусловлена вовлечением в сферу действия лизинга новых отраслей: авиационной, строительной, сельскохозяйственной. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем лизинг начнет активно использовать независимая электрогенерация.

Региональный рынок лизинговых услуг растет быстрыми темпами. Налоговые льготы, отсутствие амортизационных отчислений и гибкость продукта превратили лизинг в альтернативу банковскому кредитованию. Однако эксперты утверждают: несмотря на положительную динамику развития, нижегородский рынок лизинга пока еще находится в "каменном веке".

"Требования банков и лизинговых компаний к клиентам во многом схожи, но последние могут позволить себе более либеральный подход в силу отсутствия жесткой регламентации деятельности со стороны надзорных органов", — отметил генеральный директор ООО "Приволжская лизинговая компания" Денис Алехин.

Еще одним фактором, влияющим на развитие рынка, является то, что российские банки более тщательно стали подходить к залоговому обеспечению кредитных сделок. Тем временем лизинг становится более доступным. Если несколько лет назад суммы лизинговых договоров начинались с 500 млн руб., то сегодня компании снижают порог лизингового финансирования до миллиона рублей. Поэтому к лизингу все чаще обращается малый и средний бизнес, не имеющий активов для обеспечения банковского залога.

Экономьте на налогах!

Лояльный подход специализированных компаний к заключению сделок обусловлен и тем, что у них, в отличие от банков, финансовая аренда — единственный бизнес. Без постоянного заключения новых сделок существование лизинговых компаний теряет смысл. Директор нижегородского филиала ЗАО "ЦЕНТР-КАПИТАЛ" Елена Кукушкина подчеркивает, что для лизинговых компаний оперативность в принятии решений при заключении договора имеет огромное значение, она позволяет успешно конкурировать на рынке лизинговых услуг. По этой причине специализированные компании, в отличие от банков, более оперативны в одобрении заявок лизингополучателей и предоставлении гибкого графика платежей, адаптированного к движению денежных средств клиента.

Необходимо отметить, что когда компания приобретает имущество с помощью банковского кредита, то она сразу становится его владельцем. Возвращать средства кредитной организации бизнес будет по частям в течение длительного времени. При этом размер платежей определяется как сумма кредита плюс проценты. Кроме этого, выплаты могут включать в себя ежемесячную комиссию за ведение ссудного счета. В процессе оформления кредита банк может потребовать от фирмы оценить заложенное имущество или застраховать его. Естественно, кредитная организация возьмет деньги и за это.

Впервые выбирая один из двух вариантов решения проблемы финансирования, бизнес прибегает к детальному сравнению лизинга и кредита, а именно к анализу выплат по каждому из этих продуктов.

Экономическая выгода лизинга обусловлена именно уменьшением налоговых выплат. В то время как погашение кредита возможно лишь за счет чистой прибыли, приобретение оборудования в лизинг, согласно Налоговому кодексу, позволяет относить все затраты на себестоимость. Это уменьшает платежи компании в бюджет в размере ставки налога на прибыль. Кроме того, законодательство позволяет при передаче объекта в лизинг в 3 раза уменьшить размер налога на имущество. По окончании договора объект передается лизингополучателю с балансовой стоимостью, практически равной нулю, то есть налог на имущество и после завершения договора лизинга начисляться не будет. Еще одно преимущество финансовой аренды в том, что НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей, будет возвращен предприятию.

При лизинговой сделке имущество приобретает компания-лизингодатель, которая потом передает его фирме-лизингополучателю. Заплатив 20–30% от стоимости имущества, фирма уже может его использовать. В дальнейшем лизингополучатель постепенно выплачивает арендодателю стоимость основного средства. При финансовой аренде сумма выплат, скорее всего, окажется больше, чем при кредитовании. Однако компания может компенсировать переплату за счет экономии средств на налогах.

В тисках конкуренции

Таким образом, очевидно, что лизинг существенно удешевляет обновление основных средств и во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса. Именно поэтому эксперты называют этот новый по сравнению с кредитом продукт "толчком" для технического перевооружения отечественной экономики.

Тенденцией последних лет в региональной сфере лизинговых услуг является ужесточение конкуренции. "Во многом это связано с ростом капитализации местных лизинговых компаний. Ранее они осуществляли свою деятельность либо при банках, либо при финансово-промышленных группах, обслуживая большей частью корпоративных клиентов. А теперь лизингодатели предоставляют услуги не только крупным предприятиям, но и малому и среднему бизнесу. У них достаточно средств, которые необходимо инвестировать в новые проекты. В то же время серьезные лизингополучатели сами начинают проводить конкурсы среди лизинговых компаний", — сообщил Денис Алехин.

По данным Нижегородского УФАС, в прошлом году емкость регионального рынка лизинговых услуг составила 3677,3 млн руб. Сегодня на нем присутствуют как независимые компании ("дочки" банков, а также те, что специализируются только на лизинге, получая от российских и зарубежных банков кредиты), так и лизинговые компании производителей. Точное количество участников рынка определить невозможно: финансовая аренда не подлежит лицензированию. По подсчетам экспертов, в регионе работают 20 лизинговых компаний.

Ужесточение конкуренции участники местного рынка связывают и с приходом крупных игроков федерального уровня. Их интерес к регионам растет с каждым годом, по мере того как насыщаются рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня в Нижнем Новгороде работает целый ряд крупных российских лизинговых компаний: "Европлан", "ЦЕНТР-КАПИТАЛ", "Глобус-лизинг". В начале следующего года в нашем городе откроет свой филиал "Лизинговая компания "КАМАЗ". Всех их привлекает одно — высокая потребность регионального бизнеса в инвестициях.

И банки, и лизинговые компании сегодня увеличивают объемы своего бизнеса за счет предоставления услуг небольшим организациям. Безусловным преимуществом лизинговых компаний долгое время было то, что при заключении сделки им, в отличие от финансово-кредитных организаций, не требовался залог, сумма оценки которого превышала займ в полтора-два раза. После того как некоторые банки стали предоставлять кредиты без залога, лизинговым компаниям пришлось упростить процедуру принятия решений и уменьшить авансовые платежи с 30% до 15%.

Впрочем, преимущество федеральных участников рынка состоит в том, что сегодня они готовы работать по самым сложным лизинговым схемам без "денежного потолка". К тому же понижать цену своих продуктов федеральным игрокам не имеет смысла. По словам Елены Кукушкиной, стоимость привлеченных средств, которые используют лизинговые компании, на нижегородском рынке примерно одинакова. "Вряд ли стоит ожидать в будущем падения ставок. Компании будут конкурировать за счет расширения спектра дополнительных услуг, таких как управленческий и финансовый консалтинг и сервисное обслуживание. Дополнительные сервисы выгодны как клиентам, так и самой лизинговой компании, поскольку повышают рентабельность ее деятельности", — прогнозирует Елена Кукушкина.

"Сегодня местные игроки конкурируют с федеральными за счет быстроты оформления сделки. Российские операторы принимают все решения через головной офис, что требует больше времени. Кроме того, нижегородские лизинговые компании лучше знают региональный бизнес, им легче оценить риски, да и стоимость лизинговых продуктов у них не такая высокая", — подчеркнул директор лизинговой компании
"Нижегородская финансовая аренда" Александр Олейник.

Александр Олейник, в свою очередь, сообщил, что многие компании федерального масштаба предлагают лизинг с нулевым процентом удорожания. Такое происходит, когда дилер реализует лизингодателю крупную партию продукции со скидкой. Лизингодатель, в свою очередь, предлагает клиенту эту продукцию в лизинг с нулевым процентом удорожания, не теряя прибыли.

Она также сообщила, что участники рынка повышают свою конкурентоспособность за счет новых эксклюзивных продуктов, которые сегодня активно разрабатываются. Так, компания "ЦЕНТР-КАПИТАЛ" развивает новое направление — операционный лизинг автотранспорта с опцией аутсорсинга. Продукт предполагает администрирование и внешнее управление переданного в лизинг автопарка силами лизинговой компании. "Используя такой инструмент, лизингополучатель приобретает возможность сосредоточиться на задачах собственного бизнеса, не отвлекаясь на непрофильную работу по обслуживанию автотранспорта", — отметила Елена Кукушкина.

Мировой опыт свидетельствует, что до 50% всех основных средств сегодня обновляется с помощью лизинга. В прошлом году этот показатель в России составил 5%. Эксперты отмечают, что региональные рынки лизинговых услуг находятся пока в "каменном веке". Причина кроется в несовершенстве правовой базы.

Прогрессу поможет закон

Следствием существующей проблемы эксперты называют несоответствие спроса и предложения на нижегородском рынке лизинговых услуг. Больше всего предложений поступает от компаний, занимающихся автомобильным лизингом, в то время как этот сегмент рынка является самым насыщенным. А вот лизингом недвижимости в регионе занимаются единицы (ЗАО "Ипотечная компания Сбербанка", ЗАО "ЦЕНТР-КАПИТАЛ"), хотя спрос на эту услугу огромный. Един­ственный сегмент рынка, где предложение соответствует спросу — это лизинг оборудования. Если раньше почти каждая лизинговая компания имела внушительный "черный" список оборудования, с которым никогда бы не стала работать, то теперь в нем остались только уникальные и узкоспециализированные основные средства (например, медицинское оборудование).

"В нижегородском регионе рост рынка начался в 2002 г., когда были приняты изменения в закон "О лизинге". Однако многие из этих изменений в дальнейшем были изъяты из нормативных документов, что негативно сказывается на развитии новых сегментов рынка и вторичного рынка лизинга", — считает Александр Олейник.

Актуальные продукты

"Рост спроса на оборудование приводит к тому, что многие компании начинают работать с лизинговыми продуктами, которые не упоминаются в российском законодательстве. Мы уже давно предлагаем нашим клиентам такой продукт, как возвратный лизинг. Если финансовый лизинг стимулирует предприятия в долгосрочной перспективе, то возвратный — в краткосрочной", — сообщила Елена Кукушкина.

Возвратный лизинг является прогрессивным видом финансовой аренды наряду с оперативным лизингом (operating lease). Последний сейчас очень популярен в Европе. Суть этого продукта в том, что лизингополучатель берет в аренду оборудование, которое через 3–4 года обязуется заменить на более современное. Возвращенная от лизингополучателя техника передается следующему клиенту — компании с более низким технологическим уровнем или выполняющей разовый контракт.

Возвратный лизинг (lease-back) часто используют крупные компании, приобретая оборудование за рубежом. Отличие этого вида лизинга заключается в том, что при сделке поставщиком оборудования выступает сам лизингополучатель. Продав лизинговой компании оборудование, крупная фирма одновременно заключает с ней договор, объектом которого является то же имущество. Подобная схема приобретения оборудования позволяет бизнесу существенно снизить налог на имущество. Кроме того, лизинговые платежи полностью включаются клиентом в себестоимость и существенно уменьшают налог на прибыль. Таким образом, по истечении срока действия лизингового договора клиент получает право собственности на оборудование по цене 20% от первоначальной.

"Во многих странах существует четкое разделение аренды на финансовую и оперативную. В России такая классификация на законодательном уровне отсут­ствует. Ранее термин "оперативный лизинг" упоминался в законе "О лизинге", но потом был исключен из него. Сейчас в законе есть лишь определения "долгосрочная аренда" и "финансовый лизинг". Поэтому "дочки" банков, а также большинство специализированных компаний в Нижнем Новгороде не работают с оперативным лизингом", — заявил Александр Олейник.

Эксперты считают оперативный лизинг самым современным продуктом. Если компании его предлагают, значит, конкуренция на рынке достигла такого масштаба, что лизингодатели готовы по-настоящему идти на риск ради привлечения клиентов. Перепродавать бывшую в употреблении технику очень трудно — после снятия упаковки ее стоимость падает на 20%. Поэтому переход к оперативному лизингу предполагает появление вторичного рынка объектов лизинга. Работая с подобным продуктом, лизинговые компании вынуждены активнее исследовать рынок, использовать более сложные методы маркетинга, тщательнее планировать денежные потоки. Таким образом, управление фирмой-лизингодателем поднимается на более высокий уровень.

По мнению экспертов, дальнейший рост лизингового рынка в стране и регионе полностью зависит от изменений в законодательстве. Они могут привести к тому, что компании открыто начнут предлагать прогрессивные продукты или же, наоборот, будут обречены работать только с финансовым лизингом, который для европейцев уже стал вчерашним днем.

Однако высокий спрос уже заставил некоторых игроков нижегородского рынка предлагать оперативный лизинг, который востребован в отраслях, чувствительных к фактору сезонности, например, в сельском хозяйстве или строительстве. "Нижегородский строительный бум, а также увеличившееся количество сделок по лизингу сельхозтехники привели к тому, что ряд компаний стали работать с оперативным лизингом. Этот продукт сегодня есть у узкоспециализированных компаний", — заявил Денис Алехин.



Главная --> Новости