Главная --> Новости --> Автокредиты. Колеса для бизнеса Выставка Роснефтегазпром - 2006 . Дата проведения: 21.11.2006-24.11.2006 Рейтинг Лизинговых компаний Как открыть автодилерский центр Заработать на чужом имуществе

Заместитель генерального директора

ШАБАЛИН Дмитрий Владимирович


ЛI: На сегодняшний день, в какой бизнес сфере лизинг легкового автотранспорта наиболее востребован?


ЗАО "ЛОКАТ ЛИЗИНГ РУССИЯ"


ЛI: Как развивается лизинг легковых автомобилей в регионах России? Есть ли регионы-лидеры или регионы-аутсайдеры по данному виду лизинга? Если да, то чем это обусловлено?

Шабалин Д.В.: На первом месте, пожалуй, среди лизингополучателей находятся предприятия, представляющие различные транспортные услуги по перевозке пассажиров или легких грузов, а так же занимающиеся прокатом автомобилей. Для всех остальных компаний, которые приобретают легковые автомобили по лизингу в качестве корпоративных машин, отраслевая принадлежность значения не имеет. Это могут быть как производственники, так и строители или консультанты.

ЛI: Как ощущается влияние роста экономики региона на величину спроса на лизинговые услуги в сфере легкового автотранспорта? Каков облик этого спроса и в какую сторону тенденция?

Шабалин Д.В.: Наверное, географическая структура автолизинга не сильно отличается от общей региональной картины Российского лизинга. Наиболее развит этот продукт в Московском и Северо-западном регионах, в Поволжье и в ряде южных регионах России. Аутсайдерами являются Кавказ и Дальний Восток. Обусловлено такое распределение в первую очередь экономическим потенциалом регионов (прежде всего количеством работающих).

ЛI: Насколько развитость региона и региональный риск влияют на анализ рисков конкретного лизингополучателя? Иными словами, насколько равные шансы на лизинг легкового автотранспорта у двух представителей разных регионов?

Шабалин Д.В.: Желание компании-лизингополучателя получить в лизинг корпоративный автотранспорт для своих нужд и нужд ряда своих сотрудников напрямую завит от того, насколько успешен бизнес данной компании. В свою очередь, рост экономики региона создает благоприятные условия для бизнеса находящихся в нем предприятий. Однако, у лизинга легковых автомобилей, в отличие от лизинга оборудования, есть одна особенность. Как правило, приобретение легкового автомобиля не приводит к экономии трудовых ресурсов. Поэтому, для того, что бы лизинг успешно развивался в каком-либо регионе, прежде всего необходимо наличие в данной местности достаточного количества работающего населения и наличие хорошо развитой автодорожной сети.

ЛI: Как принятие нового таможенного кодекса РФ в 2004 г. повлияло на лизинг легковых автомобилей? Иномарки стало выгоднее ввозить и выгоднее с ними работать?

Шабалин Д.В.: Шансы различных региональных лизингополучателей на получение в лизинг легкового автотранспорта напрямую зависят от того, насколько в данной местности развита сеть потенциальных лизингодателей. На самом деле лизинг легкового автотранспорта довольно трудоемкий, с точки зрения лизингодателя, продукт. Сумма каждой конкретной сделки не особенно велика, а административные издержки (и сопутствующие им риски), связанные с ее осуществлением, весьма значительны. Поэтому каждая лизинговая компания старается предоставлять легковые автомобили в лизинг в основном тем клиентам, которые находятся в непосредственной географической близости от центрального офиса и/или филиалов лизингодателя.

ЛI: По каким факторам для каждого вида автомашин просчитывается график платежей?

Шабалин Д.В.: Лизинговые компании, как правило, сами не занимаются импортом в Россию автомобилей, и приобретают автомобили уже после их таможенной очистки у официальных дилеров. С иномарками работать лизингодателям действительно более удобно, чем с отечественными легковыми автомобилями, прежде всего из-за того, у них более высокая стоимость (соответственно более низок удельный вес административных издержек лизингодателя на отдельный предмет лизинга), а так же выше степень технической надежности.

ЛI: Какой вид лизинга перспективнее для лизинга легкового транспорта: оперативный, финансовый или возвратный? От чего это зависит?

Шабалин Д.В.: Прежде всего, основные компоненты графика лизинговых платежей (размер аванса, процентная ставка) зависят от того, насколько высоко лизинговая компания рассматривает кредитоспособность потенциального лизингополучателя. Тип легкового автомобиля влияет только на срок лизинга (который привязан к периоду амортизации данного основного средства) и величину лизинговых платежей, если в график платежей включены расходы по имущественному страхованию и транспортный налог. В ряде случаев, “цена лизинга” для лизингополучателя может зависеть от типа транспортного средства, если у лизинговой компании есть специальные соглашения с продавцом данных автомобилей, но первоочередную роль, конечно же, играет то, по какой ставке лизингодатель привлекает заемные средства для финансирования своих лизинговых операций.

ЛI: Стремительное обновление модельного ряда легковых автомобилей влияет на темпы морального износа опережающего физический. Особенно это касается иномарок. Значит ли это, что оперативный лизинг станет более актуальным в сегменте легковых автомобилей?

Шабалин Д.В.: Наиболее популярен классический финансовый лизинг.

ЛI: Используется ли оперативный лизинг только для юридических лиц (например, прокат автомобилей)? Ситуация в России идентична с западными странами?

Шабалин Д.В.: В отличие от компьютерной техники и средств связи в автомобильной отрасли не наблюдается опережающего морального износа основных средств по сравнению с физическим. Средний срок лизинга легковых автомобилей составляет 3-3.5 года, за такой период рыночная стоимость стандартной иномарки может упасть максимум на 50-60%%. В принципе, такая ситуация создает предпосылки для развития оперативного лизинга, но пока его доля в общем объеме лизинговых сделок незначительна. Это происходит, прежде всего, потому, что для российских лизинговых компаний это направление более рискованно, чем классическая схема, при которой в регулярных лизинговых платежах происходит полной возмещение всех расходов лизингодателя.

ЛI: Реально ли физическим лицам приобрести а/м в лизинг, если по ст.666 ГК РФ предусмотрено специальное использование предметов лизинга, а именно для предпринимательства? Какие последствия нарушения этого положения?

Шабалин Д.В.: Наибольший спрос на оперативный лизинг действительно наблюдается со стороны компаний, организующих прокат автомобилей. Объясняется это тем, что многие из этих компаний еще не достаточно крупные, и они стараются максимально снизить размер текущих лизинговых платежей за пользование автомобилем, увеличивая остаточную не возмещенную стоимость автомобиля. Для лизинговой компании (особенно с учетом того, что прокатные автомобили физически изнашиваются довольно быстро) данные проекты осуществимы, но весьма рискованны.

ЛI: Каков портрет «среднего лизингополучателя» легкового автотранспорта? Помимо стандартного пакета документов, какие дополнительные требования может предъявить лизинговая компания?

Шабалин Д.В.: Дело здесь не столько в положениях Гражданского Кодекса, сколько в системе налогообложения лизинговых операций. Если физическое лицо получит автомобиль (или любое другое основное средство) в лизинг, то ему придется уплачивать в лизинговых платежах НДС и компенсировать лизинговой компании расходы по налогу на имущество. Соответственно, с финансовой точки зрения, лизинг для физических лиц гораздо более дорогое удовольствие, чем получение банковского кредита для приобретения легкового автомобиля.

ЛI: Законодательство в отношении лизинга часто меняется и может повлечь за собой новые затраты, как для лизингополучателя, так и для лизингодателя. Например, налог на имущество для лизингодателей с 2006 года. Отражаются ли такие изменения на уже заключенных договорах?

Шабалин Д.В.: Портрет “среднего лизингополучателя” легкового автотранспорта составить не возможно. Им может быть абсолютно любая компания, как по размеру, так и по направлению своего бизнеса. Данный сегмент лизинга является самым демократичным и наиболее популярным. В ряде случаев, дополнительные требования к лизингополучателям выдвигаться могут, но, как правило, для большинства лизинговых компаний право собственности на автомобиль, который застрахован от имущественных рисков, является главным элементом системы обеспечения интересов лизингодателя.

______________________________________________________________________

Шабалин Д.В.: Налог на имущество (если лизинговые компании являются балансодержателем предмета лизинга) нужно было платить и до 2006 года. Те лизинговые компании, которые этого не делали, очень сильно рисковали. При этом данный риск касался не столько самого данного имущественного налога, сколько возможности аргументировать зачет уплаченного НДС, что для любой лизинговой компании гораздо более важно. В последнее время существенных изменений, затрагивающих лизинговую деятельность, не было, но, естественно, многие лизинговые компании включают в тексты лизинговых договоров положений, касающиеся возможных в течение срока лизинга изменений законодательства (налоговая оговорка и т.д.).



Мнение экспертов о лизинге легковых автомобилей!



Главная --> Новости