Главная --> Новости --> Выставка MIOFF - 2006 . Дата проведения: 20.09.2006-22.09.2006 Группа компаний Интерлизинг заключила самую крупную сделку за время работы компании «Полимер-НКНХ» приобрел по лизингу промышленное оборудование Акционеры Нижегородского теплохода переизберут совет директоров МЕТКОМБАНК активно выходит на рынок лизинга коммерческой недвижимости.

Заместитель коммерческого директора

КОЛЕСОВ Евгений Олегович


ЛI: Специфика дорожного хозяйства такова, что одной машиной при строительстве дороги не обойдешься, необходим именно дорожный комплекс. Существуют ли готовые лизинговые продукты, включающие машины разных производителей и сочетающиеся по уровню технологичности?


ЗАО "БАЛТИЙСКИЙ ЛИЗИНГ"

ЛI: C учетом фактора сезонности дорожных работ, некоторые лизинговые компании разрабатывают схемы лизинговых платежей таким образом, что они осуществляются не в течение всего года, а только тогда, когда техника работает. Насколько этот лизинговый продукт прижился на рынке, кто следит за процессом простаивания или функционирования техники?

Колесов Е.О.: На самом деле дорожно-строительные организации для выполнения работ определенной технологичности стараются приобретать технику одного производителя. Таким образом, стандартизируется парк машин, проще производить техническое обслуживание и есть возможность получить скидку и продавца за больший объем приобретаемой техники. Однако когда требуется техника для выполнения различных технологических работ, то тут уже возникает необходимость приобретения техники у различных поставщиков в зависимости от их ассортиментной линейки. У нас достаточно часто проходят контракты, по которым клиент приобретает технику у различных поставщиков, у каждого из которых свои параметры поставки, условия гарантийного обслуживания и т.д. В связи с этим, затруднительно получается создать универсальный лизинговый продукт, устраивающий все стороны. Тем не менее мы достаточно часто проводим такие сделки, структурирую каждую в отдельности. Гораздо проще данная сделка проходит когда продавец техники представляет сразу нескольких производителей с широкой ассортиментом продукции, как например, ГК «Союз-Авто».

ЛI: Дорожная техника быстро совершенствуется. Есть ли у лизингополучателей возможность по окончании договора лизинга предоставлять оборудование в зачет нового?

Колесов Е.О.: Дорожно-строительные компании не только строят, но и осуществляют весь комплекс работ по ремонту и содержанию дорог на вверенном участке. Поэтому иточник дохода у них всегда присутствует и нулевых провалов по уплате лизинговых платежей быть не должно. Очевидно, что и приобретается оборудование к моменту начала сезонных работ, поэтому ожидать проблем по первому году эксплуатации техники не приходится. Тем не менее, по просьбе клиентов, мы готовы предоставлять неравномерный график лизинговых платежей с учетом колебаний в поступлении выручки.

ЛI: Может ли лизингополучатель дорожной техники снизить процент авансового платежа, предоставляя значительное залоговое имущество? Если да, то насколько?

Колесов Е.О.: Все зависит от вида техники и маркетинговой политики поставщика. В отличие от сектора лизинга автотранспорта, в дорожно-строительной отрасли вторичный рынок менее развит, а во-вторых, вопрос оценки стоимости и эксплуатационных характеристик б/у техники более сложный и затратный. Но в целом, если поставщик готов произвести обмен техники, то мы под данный вариант готовы предложить и финансовый продукт.

Базовые условия любого финансирования – это обеспеченность выданных денег. Касательно лизинга, предоставленные финансовые ресурсы обеспечиваются текущей ликвидностью техники, размером авансового платежа клиента и залоговым обеспечением. Так что при предоставлении дополнительного залога возможно и снижение первоначального авансового платежа.

Колесов Е.О.: Крупные лизинговые компании изначально строят бизнес-отношения с клиентом на долговременной основе. Поэтому при револьверном лизинге или при повторном обращении лизингополучателя компания «Балтийский лизинг» практикует снижение размера авансовых платежей и ощутимо снижает требования к исходной финансово-экономической документации клиента. Самое важное – это максимальная прозрачность бизнеса, когда лизингодатель и лизингополучатель с самого начала четко представляют себе технологию сделки, четко определяют ее основные финансовые параметры и распределяют риски.

ЛI:Дорожная техника, взятая в лизинг на несколько лет, в российской практике, выкупается или возвращается лизинговой компании? Что больше способствует развитию лизингового рынка дорожной техники?

Примером такого партнерства является поставка в декабре прошлого года в лизинг дробильного комплекса для ООО «Финансовая строительная ассоциация», г. Новоуральск. Этот проект можно отнести к разряду инвестиционного лизинга, поскольку приобретение комплекса являлось частью стратегического плана развития ОО «ФСА» и должно было обеспечить значительное увеличение производства и качества щебня. Такой статус проекта определял высокие требования к срокам поставки и, соответственно, к срокам открытия финансирования со стороны «Балтийского лизинга». Уникальность комплекса по составу оборудования и техническим характеристикам, и то, что он изготавливался в Англии и является уникальным, еще более усложняло задачу. То, что это не первый проект, осуществленный с ООО «ФСА», позволило лизинговой компании еще на самой ранней стадии подготовки проекта правильно оценить все риски и выбрать оптимальную схему лизингового контракта, обеспечивающую взаимную выгоду сторон. И таких примеров в практике работы «Балтийского лизинга» немало.

ЛI:Во многом сроки договоров лизинга определяет техника. Сроки износа и сроки окупаемости оборудования формируют у лизингополучателя предпочтения по сроку договора лизинга. Какова позиция лизинговой компании относительно данного вопроса, насколько компании готовы пойти на гибкие договорные сроки?

Колесов Е.О.: Сегодня основной вид лизинга дорожной техники – это финансовый лизинг с переходом права собственности к лизингополучателю по окончании сделки. Единичные компании, подобно «Лизингстроймашу» (сегодня это чисто подрядная строительная организации в нфтегазовой отрасли) активно применяли оперативный лизинг техники, включая ее эксплуатацию и сервис силами компании. Согласно мировому опыту, отрасль лизинга спецтехники должна развиваться в сторону создания крупных арендных предприятий и оперативного лизинга. Крупнейшим арендным предприятием дорожно-строительной техники сегодня является компания «ДОРИНВЕСТ», работающая в рамках программ Московского правительства.

ЛI:Решающее значение для развития дорожной отрасли имеют бюджетные планы государства. Насколько они учитывают лизинговые механизмы в сметах строительных работ?

Колесов Е.О.: Срок договора лизинга традиционно так или иначе должен коррелироваться со сроком амортизации имущества, который определяется принадлежностью имущества к той или иной амортизационной группе (согласно Постановлению правительства). Сегодня лизингополучатель должен ориентироваться на средний срок договора лизинга 2-3 года, однако по некоторым видам техники иностранных производителей мы готовы предоставлять лизинг до 5-ти лет.

ЛI:Какие виды дорожно-строительной техники пользуются наибольшим спросом, и можно ли привести процентное соотношение между импортной и отечественной техникой, приобретаемой по лизингу?

Колесов Е.О.: При принятии решения о финансировании сделки, мы прежде всего ориентируемся на текущее финансовое положение клиента, хотя конечно и рассматриваем наличие у него стабильных заказов на выполнение работ, в том числе и с бюджетным финансированием.

Мнения других экспертов.

Колесов Е.О.: Анализ процентного соотношения лизинга импортной и отечественной техники еще ни разу не проводился экспертами рынка. Здесь, как и везде основным является критерий цена-качество. Насколько известно, Москва в свое время (примерно 2001 год) отказалась от асфальтоукладчиков отечественного производства (в России это Брянский завод ОАО ИРМАШ), поскольку они не обеспечивали нужное качество работ, и переориентировалась на машины фирмы Wirtgen. Вряд ли такое возможно в том же Брянске. Все зависит от платежеспособности лизингополучателя и предпочтений руководителей дорожных предприятий. Однако есть хорошие примеры отечественных производителей – это ОРЕЛДОРМАШ (грейдеры), «БЕЦЕМА», «ЧЕЛПРОМ».



Главная --> Новости