Главная --> Новости --> «Аэрофлот» возьмет в лизинг новые Ил-96 Выставка MiningWorld Russia - 2006 . Дата проведения: 25.04.2006-28.04.2006 Весь вечер на аренде «ТЕХНОСПЕЦСТАЛЬ-ЛИЗИНГ» поставила очередную партию из 3-х карьерных самосвалов БЕЛАЗ 7540-В стоимостью более 10 млн. рублей. Компания «Прогресс-Нева Лизинг» повышает квалификацию сотрудников компании

Начальник отдела по работе с корпоративными клиентами
Управления лизинговых операций


ГОДУНЛилия Борисовна

ЛI: Торговое оборудование имеет не очень высокую ликвидность при изъятии. Как это отражается на заинтересованности лизинговых компаний заниматься данным видом лизинга?

ЗАО"КМБ-БАНК"


ЛI: Производители торгового оборудования часто предлагают рассрочку платежа своим «надежным» покупателям. Является ли это обстоятельство фактором конкурентности на лизинговом рынке? Какой альтернативой может выступить лизинг рассрочке?

Годун Л. Б.: Низкая ликвидность может компенсироваться устойчивым финансовым положением лизингополучателя (например, крупные торговые сети), наличием договора обратного выкупа с Поставщиком торгового оборудования или дополнительным обеспечением по сделке. Серьезный подход к клиенту в части оценки его финансовых возможностей и состоятельности позволяет по максимуму исключить проблемных клиентов и формировать надежные и предсказуемые денежные потоки.

ЛI: Некоторые лизинговые компании предлагают клиентам ряд дополнительных услуг: страхование имущества, монтаж, адаптацию программного обеспечения, обучение персонала, отсрочку по погашению основного долга на момент поставки и монтажа оборудования, и т.д. Стоимость этих услуг входит в структуру лизинговых платежей или рассчитываются отдельно?

Годун Л. Б.: Именно производителей торгового оборудования не так много. Как правило, они предлагают рассрочку на небольшой срок (до нескольких месяцев). Основные поставщики – это компании-дилеры производителей оборудования импортного производства. Предоставление рассрочки не выгодно такому поставщику, т.к. он оплачивает 100% по факту отгрузки из страны импортера, и вынужден изымать из оборота денежные средства. Такие поставщики охотно сотрудничают с лизинговыми компаниями, предлагая схемы финансирования для своих клиентов. При лизинге торгового оборудования КМБ-БАНК (ЗАО), (Генеральная лицензия ЦБ РФ №2216), предлагает срок от 1-го до 3-х лет, что является более интересным для клиента. Кроме того, для многих компаний лизингополучателей имеют значение налоговые преференции, возможные при лизинговых схемах, что делает лизинг для таких клиентов, несомненно, более интересным инструментом, чем обычная рассрочка платежа.


ЛI: Темпы роста розничного рынка в целом по стране из года в год составляют не менее 35%. Активно развиваются продуктовые и непродовольственные сети. Во всех регионал строятся крупные торговые центры. А какими темпами растут услуги лизинговых компаний в сфере торгового оборудования?


Годун Л. Б.: Страхование имущества является обязательным условием предоставления лизинга во всех лизинговых компаниях. Страхователем может выступать либо сам Лизингополучатель, либо Лизингодатель. Выгодоприобретателем по страховке является Лизингодатель. Обычно, Лизингополучатель самостоятельно страхует имущество и оплачивает страховую премию. По желанию клиента страховые платежи могут быть включены в платежи по договору лизинга, но при этом они будут увеличены на размер НДС.
Что касается отсрочки платежей по основному долгу на момент поставки – это стандартные условия предоставления лизинга в нашем Банке. Клиент начинает производить оплаты по договору лизинга только через месяц после приемки-передачи имущества в лизинг.
Монтаж оборудования и обучение персонала, как правило, решается напрямую между лизингополучателем и поставщиком оборудования, поэтому обычно это затраты лизингополучателя. Но опять же по согласованию с лизингополучателем и поставщиком стоимость монтажа может быть включена в платежи по договору.

ЛI: Работают ли лизинговые компании с торговыми компаниями по принципу «под ключ», то есть до комплексного оснащения торгового центра всем необходимым?

Годун Л. Б.: По данным Российской ассоциации лизинговых компаний "Рослизинг", последние три года объем лизинговых сделок в России увеличивается на 40% ежегодно. Поэтому можно предположить, что темпы роста услуг лизинговых компаний в сфере торгового оборудования также достаточно высоки, но углубленное изучение этого сегмента рынка почти не ведется.
Для справки, можно привести информацию исследований ассоциации Рослизинг, которая приводит данные, что в 2005 году стоимость сделок по торговому оборудованию составила 1 687 млн. рублей.

ЛI: Можно ли сказать, что лизинговая схема позволяет торговым предприятиям привлечь длинные, низкопроцентные, низкорискованные деньги, что так важно в розничном бизнесе, требующем большого текущего денежного оборота?

Годун Л. Б.: КМБ-БАНК является одним из банков, предоставляющих услуги малому и среднему бизнесу, и поэтому «наш основной клиент» - это небольшие предприятия основным видом деятельности которых являются производство, торговля, оказание услуг, строительство. При наличии у такого клиента, которому необходимо полностью оснастить оборудованием новую торговую точку, уже действующего бизнеса, позволяющего клиенту выплачивать платежи по договору лизинга финансирование такого проекта вполне возможно.

ЛI: Неразвитость вторичного рынка торгового оборудования вынуждает часто лизингодателя требовать дополнительного обеспечения от клиента с целью застраховать себя от возможного «провала». Не обременяет ли это излишне лизингополучателя?

Годун Л. Б.: Учитывая низкую ликвидность торгового оборудования нельзя однозначно сказать, что деньги «низкопроцентные». То, что деньги долгосрочные – это бесспорно. Сюда же можно отнести несомненные плюсы лизинга – налоговые преимущества, предмет лизинга является основным обеспечением сделки.

ЛI: В каких случаях лизинговая компания, активно финансирующая клиентов по торговому оборудованию, может отказаться от дальнейшего увеличения финансирования для конкретного клиента – торгового предприятия? Какие специфичные риски существуют в данной сфере?

Годун Л. Б.: Обычно лизингополучатели понимают особенности своего бизнеса и особенности торгового оборудования, и согласны на предоставление дополнительных гарантий лизинговым компаниям. Например, если компания закупает оборудование, сделанное специально под нее с использованием брендов и корпоративной символики, то понятно, что такое оборудование будет очень тяжело (или практически невозможно реализовать на рынке). В таком случае вопрос дополнительного обеспечения очевиден.

К специфичным рискам в данной сфере, как уже отмечалось ранее, можно отнести низкую ликвидность торгового оборудования, несмотря на активное развитие торговых предприятий.

Годун Л. Б.: Учитывая нашу универсальность (отсутствие специализации на том или ином виде имущества, передаваемого в лизинг) и небольшую на сегодняшний день долю торгового оборудования в нашем портфеле, отказ клиенту по финансированию торгового оборудования фактически может быть обусловлен только финансовым состоянием клиента.



ОТВЕТЫ ДРУГИХ ЭКСПЕРТОВ:



Главная --> Новости