Главная --> Новости --> Выставка Мир биотехнологии - 2006 . Дата проведения: 14.03.2006-17.03.2006 Диалог власти и машиностроителей ВКО: факторы, сдерживающие развитие отрасли На российский рынок выходит международный холдинга VB-Leasing International Holding GmbH ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ Открытие авиасалона МАКС ознаменовалось подписанием крупных контрактов

Лизинг активно шагает из центра наВосток России, эксперты говорят, что сейчас происходит формирование регионального рынка. В ближайшие два года заметный рост лизинговым компаниям обеспечит именно провинция. Лизинг— форма кредитования без передачи права собственности натовар арендатору. Lease (англ.)— аренда, имущественный наем. В 2001 году объем лизинговых сделок вРоссии составил $1,7 млрд, в2004 году— более $5 млрд. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг», последние три года объем лизинговых сделок вРоссии увеличивается на40% ежегодно, что почти в4 раза больше темпов роста инвестиций восновной капитал. Такая динамика была очевидна ипредсказуема: промышленные предприятия остро нуждались вобновлении изношенных фондов при такой же острой нехватке средств наэто. Правовое обеспечение лизинговой деятельности иотмена лицензирования привели к увеличению ичисла компаний, иколичества сделок. Жесткая конкуренция позитивно сказалась накачестве лизинговых услуг. Все это дало мощный импульс развитию рынка. Так, если в2002 году группа компаний «Балтийский лизинг» заключила договоров лизинга насумму в$22 млн, то в2004 году уже на$72 млн, то есть объем заключенных договоров увеличился более чем втри раза. Не всякая отрасль может похвастаться такими показателями роста, однако ивэтом году лизинг сохраняет высокие темпы развития. Компания «Альфа-Лизинг» планирует прирост бизнеса в2005 году более чем на70%, в«Стоун-XXI» поитогам 9 месяцев 2005 года уже зафиксировали рост около 80%. Сегодня более четверти сделок относятся к лизингу грузового ипассажирского транспорта, 30%— сервисного, машиностроительного ителекоммуникационного оборудования. Лизинг всфере недвижимости из-за длительных сроков амортизации недвижимого имущества ипроблем спереходом прав собственности пока неполучил развития. Не востребован пока лизинг ивсфере российского ЖКХ. По лизинговой схеме многие компании обновляют парк судов, вагонов, лайнеров, даже для приобретения военной техники все чаще используется лизинг. Однако наиболее серьезный прирост лизингового рынка, попрогнозам экспертов, обеспечат предприятия среднего ималого бизнеса. Большинство лизинговых сделок, поданным «РБК. Исследования рынков», приходится наПриволжский федеральный округ иМоскву ($991 млн и$1042 млн соответственно). Объем лизинговых сделок, осуществляемых натерритории Петербурга иЦентрального федерального округа, примерно равен исоставляет $655 и$630 млн соответственно. По мнению первого заместителя генерального директора компании ООО «Ренессанс-Лизинг» Андрея Тилицина, сегодня вбольшинстве регионов ситуация такая же, как вМоскве около 5 лет назад: «Лизинговые компании повернулись к регионам, где как такового лизингового рынка насегодня нет. Одна-две компании нагород-миллионник— это катастрофически мало инесерьезно. Столичные компании, приходящие врегион, фактически создают там рынок иустанавливают свои правила игры». Востребованность московских технологий иденег подтверждается врегиональных филиалах компаний. Самыми динамичными направлениями лизинга являются автотранспорт, оборудование для сферы металлообработки имашиностроения истроительная техника. Северо-Запад России— яркий пример интенсивного развития лизинга. «Ренессанс-Лизинг», открыв филиал вПетербурге вмарте 2005 года, насегодняшний момент уже имеет более 150 договоров, причем 85% из них оформлены настроительную спецтехнику. А Русско-германская лизинговая компания («РГ-лизинг») вообще вывела строительную истроительно-дорожную технику вотдельное направление бизнеса. Петербургская компания «Балтийский лизинг» в2002 году заключила лизинговых договоров настроительную технику насумму $3 млн. В 2004 году этот показатель возрос до $12,5 млн. Эксперты прогнозируют, что вближайший год-два будет зафиксирован резкий рост сделок ввосточных регионах России. Это объясняется высокой потребностью впроизводственных фондах. В центральных регионах сегодня покупают строительную технику влизинг недля формирования парка, ауже для его обновления. В Москве посравнению с2003 годом уже отмечено снижение роста количества новых сделок покрупной строительной технике. Региональный акцент— спецтехника «В столице бизнес очень часто оформляет влизинг предметы роскоши, врегионах берут средства производства»,— отмечает Андрей Тилицин из «Ренессанс-Лизинга». Если вМоскве лизинговый портфель компании часто «забит» легковым авто, то врегионах, втом числе ивПетербурге— спецтехникой. При этом регионы более сориентированы наотечественную технику— она значительно дешевле, афункционально порой неуступает импортным аналогам. В количественных показателях лизинга импортная техника уже проигрывает российской. «У нас охотно покупают отечественную технику— строительно-дорожную, краны, бульдозеры, спецавтотранспорт. Большая часть такой техники раньше поставлялась из Европы, новсвязи сростом курса евро, техника становится достаточно дорогой иэто вопределенной степени сдерживает приобретение европейской техники. Сейчас— ине только построительно-дорожной технике— идет переориентация напокупку оборудования, цена накоторое формируется вдолларах— это японская, корейская, американская техника. А также российская, которая имеет свою нишу»,— отмечает коммерческий директор компании «РГ-лизинг» Сергей Клишо. Специалисты рынка сходятся во мнении, что «простое железо» вРоссии все-таки делать умеют, отечественная техника— популярный предмет лизинга. Больше года один из лидеров отечественного краностроения— компания «Уралкран»— активно работает слизинговыми компаниями. И сегодня уже более половины производимой продукции— строительные краны, грузозахватная техника— реализуется посредством финансовой аренды, расширяется игеография поставок. «Раньше строители настороженно к этому относились, сейчас они начинают понимать выгоду лизинговых схем,— говорит директор попродажам Торгового дома «Уралкран» Андрей Терентьев.— В настоящее время около 60% продукции ТД «Уралкран уходит полизингу. У нас штучный товар, кран стоит около 6 млн рублей. В основном оформляется поодному крану. Лизингом пользуются строители, которые неимеют достаточных оборотных средств, для того чтобы произвести единовременный платеж. Таких компаний врегионах много». Полученное полизингу оборудование необлагается налогом наимущество, кроме того, платежи полизингу можно относить насебестоимость. А возможность применения вотношении объекта лизинга ускоренной амортизации позволяет предприятию максимально быстро восстановить через себестоимость инвестиционные затраты. Сегодня некоторые лизинговые компании берут насебя нетолько финансовое обеспечение, ноидоставку, установку, наладку оборудования идаже обучение персонала. Поэтому зачастую российский компании— производители оборудования, которым также выгоден лизинг, обеспечивающий реальный сбыт, незаключают прямых договоров скакой-либо лизинговой компанией— покупатель выбирает сам. «Мы работаем слизинговыми компаниями повсей стране,— подчеркивает директор попродажам ТД «Уралкран» Андрей Терентьев.— В настоящий момент мыимеем отлаженные рабочие отношения слизинговыми структурами Москвы, Екатеринбурга, Петербурга. Это право покупателя— решать скакой компанией ина каких условиях работать». В России будет появляться все больше «продвинутых» пользователей лизинга, четко понимающих: поистечении наиболее продуктивного срока эксплуатации техники (порядка пяти лет) отнее лучше избавляться, чтобы избежать лишних хлопот. А вусловиях, когда каждые три-четыре года появляется оборудование большей производительности, высокой функциональности, заботы ореализации техники, бывшей вэксплуатации, которые перекладываются нализинговую компанию, значительно облегчают жизнь компаниям-потребителям. Особенности национального лизинга По вполне объективным причинам сегодняшний рынок использует невесь потенциал роста. По мнению экспертов, многие лизинговые компании, находясь вполной зависимости отбанков-учредителей, оказываются финансово слабыми, неспособными вырабатывать самостоятельную стратегию, амалейшая нестабильность банка сказывается нализинговой компании. До сих пор помимо залога предмета лизинга часто требуется дополнительное ликвидное обеспечение и/или поручительство третьих лиц. Именно это имешает активно включиться влизинговый процесс малому бизнесу. Существуют проблемы исо вторичным рынком оборудования. Отсутствие «длинных» денег сказывается при заключении контрактов нализинг дорогого оборудования инедвижимости. Понятно, что лизинговые компании, аффилированные сзападными банками, которым доступны долгосрочные иотносительно дешевые финансовые ресурсы, обладают неоспоримым конкурентным преимуществом. Объем сделок Российско-германской лизинговой компании запоследнее время увеличился вразы: если вначале 2004 года лизинговый портфель составлял порядка $200-300 млн, то насегодня его объем достиг $1 млрд. Столь резкий подъем обеспечили несколько крупных сделок, которые компания готовила достаточно долгое время. Такая динамика неявляется показателем развития российского рынка, объективно признают вкомпании. «Для успешных лизинговых компаний вРоссии хороший показатель роста— это 20-30% вгод»,— отмечает коммерческий директор «РГ-лизинг» Сергей Клишо. В «Балтийском лизинге» говорят, что вполне реальны темпы роста ив30-35%. Мировой опыт показывает, что доля лизинга винвестициях воборудование составляет 15-20%, ав некоторых странах— США, Великобритании, Ирландии— этот показатель выше 30%. В России эти цифры пока очень малы. Однако уже следующий год может создать по-столичному жесткую конкуренцию лизинг-предложения иврегионах ирезкий рост объема российского рынка лизинга. В декабре этого года столицей российского лизинга надва дня станет Лондон: встолице Великобритании состоится конференция «Лизинг вРоссии-2005». Эксперты прогнозируют ажиотаж, поскольку заинтересованных лиц ис той, ис этой стороны более чем достаточно.

Главная --> Новости