Главная --> Публикации --> Су-155: широкий шаг в регионы Квартиры растут в цене. только их никто не покупает Санкт-петербург построит себе современный офис В росте цен на недвижимость виноваты строители Покупка квартиры в новостройке. юридический ликбез

Измайлово древняя вотчина семьи Романовых стала царской после смерти боярина Никиты Ивановича, двоюродного брата царя Михаила. Царь Алексей Михайлович видел усадьбу скорее хозяйственной, чем представительской, но хозяйство было поистине царским и притом новаторским, опытным. Строительство самой усадьбы на острове, в кольце запруды речки Серебрянки, началось с грандиозного Покровского собора и многоарочного каменного моста. От последнего сохранилась Мостовая башня, составляющая вместе с собором древнейшее ядро ансамбля. Каре Государева двора с уцелевшими Передними и Задними воротами создавалось при следующем царе, Федоре Алексеевиче. Собственно дворец XVII века сгорел в 1700 году, при царе Петре, после чего был построен новый, деревянный на каменном основании. Он занимал не внутренность каре, как можно думать по аналогии с Коломенским, а середину его южной стороны. Деревянный верх дворца разобран при Екатерине, не проявлявшей интереса к Измайлову. Тогда же снесен каменный мост.

Москва полнится слухами о новом царском проекте мэрии - преобразовании усадьбы Измайлово. На фоне происходящего в Петровском дворце и Царицыне, на фоне споров вокруг воссоздания дворца в Коломенском и парка в Лефортове - всякое расширение дворцового списка вызывает, мягко выражаясь, настороженность. Что же задумано в Измайлове?

Николай I отдал фамильную усадьбу ветеранам 1812 года. Придворный архитектор Константин Тон грубо обстроил Покровский собор богаделенными корпусами и заменил старые постройки Государева двора новыми, стилизованными под старину. Место дворца, его каменных остатков, занял Офицерский корпус.

Расцвет усадьбы связан преимущественно с женскими именами, от царевны Софьи, построившей вблизи дворца церковь Иоасафа Индийского, до императрицы Анны Иоанновны, учредившей здесь третий русский гвардейский полк Измайловский. Именно здесь, в хозяйстве своего двоюродного деда Никиты Ивановича, молодой царь Петр I нашел дедушку русского флота знаменитый ботик.

В начале июля 2006 года мэр Москвы провел в Городке выездное совещание, на котором решено создать историко-культурный и ландшафтный комплекс Царская усадьба Измайлово. Музей с таким названием на острове уже существует как филиал федерального Исторического музея (в Мостовой башне). Новый проект должен, по мысли участников совещания, объединить усилия москвичей и федералов, поскольку усадебные сооружения разобщены по принадлежности между Москвой и центром. В разработке концепции примут участие кроме Исторического музея Музей истории Москвы и остающийся на острове федеральный институт Спецпроектреставрация. Его непрофильные соседи покинут территорию, получив от города другие помещения. Останутся соседи профильные, старые и новые ЗАО Росреставрация, Академия архитектурного наследия, Институт реставрации. С их помощью музей места может превратиться в музей культурного наследия или в музей русской реставрации.

Советская эпоха отметилась в Измайлове сносом церкви Иоасафа и разорением Покровского собора. Тогда же остров назвали Городком имени Баумана. Государев двор разделили между многочисленными арендаторами, среди которых выделялись мощное по советским временам производственное объединение Росреставрация и институт Спецпроектреставрация.

Особая тема судьба Измайловского парка, или леса, составлявшего с усадьбой владельческое целое. На этот счет состоялось первое правительственное решение: спецлесхоз Исторический, управлявший несколькими усадебными парками, разделен на два Кузьминско-Люблинский и Измайловский.

Однако пройдет ли сама русская реставрация испытание новым царским проектом? Достоверное воссоздание возможно лишь для церкви Иоасафа, обмеренной перед сносом. Ее фундаменты сохранились. Фундаменты моста считаются сохранившимися, но изобразительных материалов для его воссоздания решительно недостает. Есть знаменитая гравюра Зубова, но нет чертежей (это касается и дворца). Место дворца, повторим, занято выразительной постройкой XIX века. Говорят, Юрий Лужков на совещании неожиданно призвал к сдержанности. Единственное решение, принятое совещанием по поводу возможности воссозданий, изучить эту возможность. Но скандализировать ситуацию может и благоустройство территории вне реставрационного режима, как это делают сейчас в Царицыне.

В среду они собрали журналистов, чтобы объясниться. Объяснения вышли несколько сумбурными - в частности, дачников, посмевших обратиться в газету, обвинили в самозахвате земли.

И последнее. Речка Серебрянка, протекающая через лес и образующая усадебный остров, частично заключена в трубу. На совещании решили извлечь ее оттуда. Добрый почин.
В минувший вторник Известия сообщили, что новая кольцевая дорога в Подмосковье (СЦКАД) затронет частные дачные наделы. В частности, 500 участков садоводческих товариществ Союз и Русь в Раменском районе. И хотя на сделки с этими землями уже наложены ограничения, о компенсациях с собственниками никто до сих пор не разговаривал. Власти области отреагировали мгновенно.



Первый официальный ответ на свой запрос в администрацию Мособласти жители садоводческих товариществ в Раменском районе получили только после выхода статьи в Известиях. В нем начальник Главного управления архитектуры и градостроительной политики Мособласти Александр Фролов заверил дачников, что в соответствии с градостроительным обоснованием прохождения СЦКАД трасса на данном участке предусмотрена в эстакадном варианте с максимальным приближением к автомобильной дороге А-107 (первая бетонка. - Известия) с установкой шумозащитного экрана и не затрагивает территорию садоводческого товарищества Союз.

- Просто пока рано говорить о количестве домов, подпадающих под снос, и о денежных компенсациях людям, - сказал Известиям заместитель председателя правительства Московской области Александр Горностаев. - Сейчас идет лишь первый этап строительства СЦКАД: составление обоснования инвестиций. Когда он будет закончен, правительство области проанализирует результаты и определит, на каких условиях регион войдет в этот проект. После этого мы объявим конкурс на подбор инвесторов для строительства каждого участка и уже вместе с ними будем смотреть, сколько домов необходимо будет снести и сколько денег за это придется заплатить людям. С учетом этого, когда дело дойдет до строительства, схема прохождения дороги может значительно измениться. Заверяю всех, что насильно сносить собственников никто не собирается. Губернатор области взял ситуацию под личный контроль. Но некоторые участки в этих садоводческих товариществах были просто захвачены их владельцами. А теперь эти люди пытаются узаконить свое пребывание на земле, а свои неудачи в этом процессе списывают на строительство СЦКАД. В любом случае с каждым владельцем дома, подлежащего сносу, будем работать индивидуально.

Но на вчерашней встрече с журналистами слова снос и компенсации все-таки были произнесены.

- Эстакадный вариант в этом месте выглядит наиболее привлекательным, - заверил Известия директор НИиПИ градостроительства Московской области Сергей Елизаров. - Таким образом, мы сможем как бы перешагнуть все существующие путепроводы и реки. Вести дорогу по другую сторону от бетонки нельзя - там проходит много коммуникаций, в том числе принадлежащих военным. Остается единственный вариант - строить ее с внутренней стороны трассы А-10 Если полностью обходить все поселки, то дорогу придется сильно закруглять по радиусу, что скажется на ее стоимости. Один метр эстакадного строительства стоит около 58 тысяч рублей, а сотка земли в этом месте не превышает 1,5 тысячи долларов. Нам выгоднее выкупить землю у населения, чем строить лишние метры дороги. Мы, между прочим, и так увеличили протяженность СЦКАД на 100 километров. Сначала кольцо должно было быть всего 400 километров, но из-за обхода многочисленных деревень и поселков трассу пришлось растянуть до 520 км. Что касается местных жителей, то у многих из них дома стоят в полосе отвода трассы А-107, следовательно, они находятся там незаконно.

Все это произносилось на фоне висящей на стене кабинета карты с проектом новой дороги. Согласно ему проектировщики решили построить в районе деревни Фенино огромную эстакаду, которая пройдет над садоводческими товариществами Русь и Союз. Впрочем, чиновники уверены, что жить под ней вряд ли кто захочет. А главное - не понятно, как строители смогут вообще ее построить, если местные жители откажутся пускать их на свои участки.

- Мы живем здесь уже 15 лет, и все документы на землю у нас в порядке, в том числе и у тех, кто живет на первой линии к дороге, - сообщила Известиям председатель садоводческого товарищества Союз Лидия Кравчук. - Эти же власти сами выдавали нам сертификаты собственности на землю. Если мы находимся здесь незаконно, то каким же образом они выдали нам эти свидетельства?

У жителей садоводческих товариществ по этому поводу свое мнение:



Известия будут следить за развитием ситуации.

-- О скором введении обязательного страхования жилья говорят все чаще и чаще. Как вы относитесь к предложению главы Госстроя Николая Кошмана ввести сначала страхование всего нового жилья -- индивидуального, муниципального, регионального и федерального, а через какое-то время -- остального жилого фонда?

Госчиновники в последнее время все активнее высказывают идею введения обязательного страхования жилья, причем звучит и «желательная» дата -- 2004 год. Понятно, что у простых граждан эта инициатива не вызывает энтузиазма. Однако выясняется, что не найдет она активной поддержки и у тех, кто, по идее, мог бы только выиграть от такой новации -- у страховщиков. Начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования компании «Ингосстрах» Игорь АЛЕКСАНДРОВ в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» Алексеем РОЖКОВЫМ заявил, что в лучшем случае речь может идти лишь о страховании гражданской ответственности владельца жилья.

-- А готовы ли россияне страховать свое недвижимое имущество в обязательном порядке? Ведь для введения такой серьезной в масштабах рынка нормы нужно понять ее реальные перспективы...

-- На самом деле идея здесь очень простая. Жилье -- это собственность человека, и по Конституции этой собственностью он волен распоряжаться так, как ему угодно: продать, подарить, сжечь и так далее. Поэтому я считаю, что обязать человека страховать имущество помимо его воли -- ограничить его свободу распоряжения этим имуществом. Другое дело -- страхование ответственности, ведь из-за глупости отдельного человека не должны страдать другие.

-- В таком случае, чем, на ваш взгляд, мотивированы предложения представителей правительства?

-- Насчет того, готовы или нет -- посмотрим на цифры. Хотя раньше в Госстрахе СССР было застраховано подавляющее большинство загородных строений, если не ошибаюсь, компания была держателем около 80 млн договоров. В принципе, люди страховались, нового тут ничего нет. Поэтому там, где агенты Госстраха перешли в «Росгосстрах», страхование осталось, и сейчас у компании где-то 13 млн договоров. Однако есть еще такое понятие -- порог страховой бедности. Если у человека доход меньше определенной суммы, то он вообще ничего не страхует, у него просто нет на это денег.

-- Каковы на сегодняшний день размеры этого рынка?

-- Честно говоря, не знаю, это сложный вопрос, и его надо адресовать правительству. Страхование муниципального жилья -- такое, в принципе, возможно. К примеру, в Москве есть программа льготного страхования жилья, в ее рамках застрахована примерно треть всех квартир. «Рыночным» же добровольным страхованием охвачены десятки тысяч квартир. Приватизированное жилье -- дома, дачи, постройки -- чисто добровольный вид, и мне кажется, что люди постепенно приходят к необходимости страховать такое жилье. Но это длительный процесс еще и потому, что в институт страхования человек обращается не в первую очередь, используя сначала другие средства защиты -- охрану, сигнализацию и пр.

-- А как может отразиться введение этого вида страхования на компаниях, работающих на рынке добровольного страхования жилья? У «Ингосстраха» есть какие-то планы, программа действий на этот счет?

-- Статистика есть, но информацию добыть достаточно трудно. Если сравнивать с тем же автострахованием, то страхованию жилья уделяется значительно меньше внимания, в том числе и со стороны СМИ, мало публикуется данных, отчетов, рейтингов и т.д. Исходя из имеющейся скудной статистики, можно сказать, что рынок стабилен, развивается, но не так динамично, как та же «автогражданка». Объемы этого рынка сегодня оцениваются примерно в 20--25 млн долл. В основном, конечно, люди страхуют квартиры. В «Ингосстрахе», клиентами которого являются представители среднего и выше среднего класса, примерно пополам застрахованы квартиры и загородные дома, дачи. Но и нельзя сказать, что дорогие дома и дачи поголовно страхуются. Многое, по-моему, зависит от отношения человека к своей собственности.

-- А насколько реальным и эффективным было обязательное страхование жилья в СССР?

-- Сейчас довольно сложно спрогнозировать дальнейшее развитие событий, и сегодня мы не можем сказать, какие именно инвестиции потребуются «Ингосстраху» для работы на этом рынке. Если это будет страхование на рыночных условиях, то есть по действительной стоимости, то кто эту стоимость определит? Представьте себе огромную очередь людей с абсолютно разными квартирами, участками земли, домами... Их же нужно смотреть и оценивать. Технологически это очень трудно осуществить, ведь придется учитывать территориальные коэффициенты, степень риска. По какой стоимости страховать квартиру: по оценке БТИ (бюро технической инвентаризации. -- Ред.), по ее рыночной стоимости? Кто это все будет учитывать и считать? Это огромная работа, может, даже потребуется создание некоего независимого института по оценке собственности. Должно пройти лет десять, чтобы вся эта система заработала.

-- То есть ситуация с затянутыми реформой обязательного медстрахования (ОМС) и введением обязательной «автогражданки» (ОСАГО) может повториться?

-- Я думаю, что было. Для государства -- весьма эффективным, это ведь очень хорошие, «длинные» инвестиционные деньги. И для людей тоже, что-то ведь получали по полисам.

Подобная ситуация на строительном рынке возникает не впервые. Так, год назад застройщиков подвели неожиданно взлетевшие цены на цемент. Его стоимость поднялась на 70 процентов. Тогда за цементников взялась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Усилия антимонопольщиков притормозили цены на цемент, но не смогли их сбить. В среднем же из-за опережающего роста цен на стройматериалы себестоимость строительства выросла в прошлом году на 15,6 процента.

-- На мой взгляд, да. ОМС и ОСАГО при этом можно назвать «незатейливыми» проектами. Конечно, проблему обязательного страхования жилья необходимо решать, и для этого очень многое нужно сделать. К введению ОСАГО в стране шли годами, наверное, к страхованию жилья тоже через какое-то время придем. Правительство, конечно, можно понять: если какой-нибудь город вроде Ленска в Якутии вновь затопит, платить-то уже будут страховщики, но кто добровольно возьмет на себя риски страховать такие объекты? Должно быть четкое взаимодействие в рамках государственной системы: кто-то следит за паводком, кто-то взрывает лед, кто-то проводит мониторинг окружающей среды, чтобы страховщик мог оценить, а еще лучше -- минимизировать свои риски. Кроме того, должно пройти еще время, чтобы наступила политическая и экономическая стабильность, ВВП вырос бы раза в два, люди привыкли бы оформлять свою собственность полностью в соответствии с законодательством, тогда можно будет всерьез задуматься об этом.
Цены на жилье могут вновь подскочить. Их гонит вверх подорожание стройматериалов, на сей раз - металлопроката, утверждают эксперты. И, по их мнению, строительные компании заложат дополнительные расходы в конечную стоимость новостроек.

В принципе любое подорожание стройматериалов сказывается на конечной цене продукции, - пояснил корреспонденту РГ первый вице-президент Российского союза строителей Григорий Веретельников. Однако он убежден, что опасения относительно резкого скачка цен на строящееся жилье несколько преувеличены, и ситуация не является критической. В стоимости жилищного строительства доля арматуры занимает около 8 процентов, пояснил Веретельников. Соответственно 30-процентное удорожание может привести к повышению цен на жилье менее чем на 3 процента (напомним, кстати, что и доля цемента в стоимости строительства оценивалась в те же 3 процента). По данным экспертов, себестоимость строительства одного квадратного метра в Москве составляет примерно 700-800 долларов, соответственно подорожавший металлопрокат прибавит каждому метру максимум 20-22 доллара.

А за последние три недели в среднем на 30 процентов подорожал используемый в строительстве металлопрокат. При этом более всего прибавила в цене арматура - с 15,5 тысячи рублей за тонну до 26 тысяч рублей за тонну. Причем это, опасаются строители, не предел. К концу лета арматура может стоить и все 30 тысяч рублей за тонну. Новые затраты соответственно отразятся на стоимости возводимых квадратных метров.

Тем не менее, не исключает собеседник РГ, ситуацией с металлопрокатом в очередной раз могут воспользоваться как дополнительным козырем недобросовестные инвесторы, которые и взвинчивают стоимость жилья. Именно они, а не строители наживаются на бешеных ценах на недвижимость, особенно в Москве и Подмосковье, напомнил Веретельников. В то же время, полагают эксперты, растущая стоимость стройматериалов негативно отразится на финансовом положении многих компаний, и в первую очередь пострадают небольшие строительные фирмы.

Правда, ситуация будет хуже для промышленного строительства, где доля металлопроката доходит до 30 процентов, добавляет собеседник РГ. Но какой-либо тревожной информации о повышении стоимости промышленного строительства у него пока нет. К тому же, по словам Веретельникова, российские строители используют для работы не только дорогой отечественный металлопрокат, но и более дешевую украинскую и польскую продукцию. И это, вероятно, снизит риск повышения цен на строительство.

Тем временем

Кстати, как сказал РГ вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс, дальнейшего повышения цен на металлопрокат не предвидится. Я разговаривал с производителями, - пояснил Юргенс. - Они объяснили, что произошел большой скачок спроса на эту продукцию как внутри страны, так и на мировом рынке, особенно в Индии и Китае. К тому же цены два года практически не поднимались, а инфляция росла. Были и определенные спекулятивные ожидания в связи с возможным слиянием Северстали и Арселора. Но теперь все это позади. Мощности для наращивания объемов у металлопрокатчиков есть. Так что спрос они обеспечат.



Главная --> Публикации