Главная --> Публикации --> Рынок складов: сегодня в москве — завтра в регионах Дачные хлопоты Игнорируя скептиков, радуюсь переменам Еще и три тополя на плющихе Ипотека научилась обходиться без нотариусов

- Владимир Иосифович, что главного случилось в уходящем году?

Глава столичного строительного комплекса Владимир Ресин подводит итоги и заглядывает в 2006 год.

- То есть именно обеспечение граждан жильем по-прежнему остается главной заботой столичного стройкомплекса?

- Президент страны поставил решение жилищной проблемы в число приоритетных национальных проектов и дал указание правительству РФ предпринять в этом направлении конкретные меры. Тем самым выбранное нами полтора десятилетия назад генеральное направление развития строительной отрасли получило подтверждение и поддержку на самом высоком уровне. Жилищное строительство становится одной из главнейших задач государства.

Налицо переход от стадии разработки, планирования и обсуждения социальной ипотеки к реализации этой программы. До конца года с помощью социальных ипотечных кредитов квартирами обзаведутся 800 московских семей. Не так много, но, главное, положено начало. В наступающем году согласно программе правительства Москвы на ипотеку будет выделено 100 тыс. кв. м в новостройках. А дальше эта цифра будет из года в год увеличиваться.

- Безусловно. В данной сфере 2005 год обозначил важную веху. Прежде всего это связано с вступлением в действие нового Жилищного кодекса и пакета жилищного законодательства. В Москве были сделаны конкретные шаги для развития ипотеки.

- Когда ипотечные кредиты будут выдаваться на 25 лет, и не более чем под 6% годовых, причем расчет кредита должен вестись с учетом заработка всех членов семьи. В текущем году московскому правительству удалось добиться существенного снижения первого взноса по ипотечному кредиту для очередников, для молодых семей. Теперь мы ищем пути снижения ипотечного процента. Предпосылки для этого есть.

- И когда все-таки ипотека приобретет по-настоящему массовый характер?

- В 2005 году было принято важное решение о том, что новые квартиры жителям пятиэтажек и ветхих домов предоставляются в пределах их района. Исключение составили только ЦАО и Зеленоград - там квартиры будут предоставляться в пределах округа. В целом из 1,7 млн. кв. метров социального жилья, которое будет построено в Москве до конца года, более 1 млн. кв. метров новостроек выделено для граждан, переселяемых из ветхих домов и пятиэтажек.

- Как продвигалась программа сноса и расселения пятиэтажек?

- Напротив, реализация программы сноса ветхого жилья в 2005 году ускорилась, она идет с опережением планировавшихся изначально сроков. Если раньше мы считали, что последняя ветхая хрущевка будет снесена только в 2010 году, то теперь ясно, что в Центральном и Южном округах снос ветхого жилья и пятиэтажек завершится уже в следующем году, в Юго-Восточном округе - в 2008-м, в Северо-Восточном и Восточном округах - в 2009-м.

- Не скажется ли решение предоставлять гражданам новые квартиры в пределах их района на темпах выполнения программы сноса хрущевок?

- Москва - один из немногих регионов России, где активно ведется и расширяется строительство жилья, причем его объемы увеличиваются из года в год. Планы постоянно перевыполняются - в 2005 году, например, был запланирован ввод 4,5 млн. кв. метров жилья. Но сейчас очевидно, что московские строители перевыполнят задание и общий объем построенного жилья в столице составит порядка 5 млн. кв. метров. Это больше, чем возводилось во времена СССР.

- А сколько всего строится жилья в Москве и сколько из него социального?

Из бюджета Москвы на строительство социального жилья выделено 25 млрд. рублей, на эти деньги до конца года будет возведено 1,15 млн. кв. метров новостроек. Кроме того, более 530 тыс. кв. метров жилья будет передано городу инвесторами по ранее заключенным инвестиционным контрактам. Это жилье направляется на выполнение общегородских жилищных программ.

Более трети новостроек 2005 года (а это порядка 1,7 млн. кв. метров) составит социальное жилье. Около 400 тысяч кв. метров предназначено для очередников, 200 тыс. кв. метров - для реализации программы Молодой семье - доступное жилье и более 1 млн. кв. метров - для переселения граждан из сносимых ветхих домов и пятиэтажек.

- У нас есть Генеральный план, который четко определяет, где и что будет построено. Резервы для строительства в Москве есть. В ближайшие полтора десятилетия строительство будет вестись на тех территориях, где сейчас находятся ветхие здания, промзоны и неугодья. Город будет расти ввысь и углубляться под землю. В ближайшие годы в Москве будет активно осваиваться высотное и подземное пространство.

- Такие объемы возведения жилья в Москве порождают нехватку территории под застройку. При этом и мэр Москвы, и вы сами говорили, что лимит расползания Москвы вширь в настоящий момент исчерпан. Какие же резервы можно отыскать в Москве для массового строительства?

- Не нарушат ли высотки традиционный облик столицы?

В рамках программы Новое кольцо Москвы определено 60 участков, на которых разместятся комплексы высотных зданий - всего около 20 Среди новых московских высоток будут и жилые дома, и офисные центры, и гостиничные комплексы. К настоящему времени построены высотные здания на Давыдковской и Мосфильмовской улицах, в Чапаевском переулке. В самом скором времени в разных районах Москвы начнется строительство еще нескольких высоток.

Мы отказались от концентрации высоток на обособленной площади, как, например, в Нью-Йорке на Манхэттене. Высотные здания будут удалены от центра.

- Сколько существует наш город, столько соблюдается интересная тенденция: каждое новое внешнее кольцо возвышается над предыдущим. Изначально внешний периметр составляли стены Кремля и Белого города. Позднее роль кольца взяли на себя знаменитые московские монастыри и церкви. В советское время тенденция подтвердилась т.н. сталинскими высотками, а в наши дни - в Новом кольце Москвы.

- Дома, построенные по самым современным технологиям и оснащенные современными системами защиты, гораздо надежнее старых строений. Новые здания оборудуются самыми современными системами пожаробезопасности. Там предусмотрены автоматическая система предупреждения, дымовая сигнализация, специальная вентиляция, блокировка лифтов. Есть дежурная бригада, которая знает здание досконально и в случае необходимости оказывает помощь пожарным, не говоря уже о специальной противопожарной пропитке. Здания разделяются на отсеки по 10-15 этажей, которые отделены друг от друга огнеупорными материалами - так называемая шлюзовая система.

- Много судачат про безопасность новых высоток. Насколько обоснованны опасения?

- Вы уверены, что найдется достаточно желающих жить в высотных домах?

Новостройки, даже типовые, не говоря уже о высотных домах, строящихся по индивидуальным проектам, со всех сторон защищены от техногенных опасностей. В Москве в полной мере используется иностранный опыт эксплуатации высоток. Так что безопасность их будущих обитателей гарантирована.

- А что же с освоением подземного пространства?

- Есть исследования социологов, проведенные в Москве. Более 80% горожан поддерживают строительство высоток. И только около 3% москвичей не согласны жить в высотке. Такое вот соотношение.

Мы рассчитываем, что повсеместное строительство подземных многоуровневых гаражей-стоянок положительно скажется на общей транспортной загруженности города. Особенно эта проблема актуальна для центра столицы.

- Существует огромное количество типов помещений, для которых не нужен постоянный солнечный свет. Это гаражи и паркинги, магазины и кафе, театры и кинотеатры, складские помещения и т. п. Сейчас в Москве реализуются и разрабатываются сразу несколько проектов, которые должны способствовать более интенсивному использованию подземного пространства. Так, подземные паркинги для автотранспорта появятся под реконструированными гостиницами Москва и Россия, а в районе Золотого острова запроектированы даже подводные стоянки.

В 2005 году правительство Москвы установило новые нормы строительства гаражей-стоянок для офисов и новостроек. Новые дома должны обеспечиваться обязательной парковкой. Ни одна квартира в московской новостройке не останется без парковочного места. Это не только существенно облегчит жизнь горожан, обеспечив безопасность их автомобилей, но и убережет дворы от засилья незаконно устанавливаемых ракушек.

Разработана целевая программа на два года по сооружению гаражей-стоянок на 332 тысячи машиномест. Начала работать программа Народный гараж, которая должна привлечь граждан к финансированию строительства необходимых им гаражных мест.

- Восстановлен Манеж, пострадавший после трагического пожара. Этим успехом мы можем по праву гордиться, поскольку в кратчайшие сроки строителям удалось точно воспроизвести уникальный памятник истории и архитектуры. Аналогов подобной операции в мире нет.

- Наконец, Владимир Иосифович, естественный предновогодний вопрос: какая из новостроек-2005 вам особенно запомнилась?

Удачным получился новый выход со станции метро Маяковская, который полностью выдержан в стилистике и лучших традициях первых линий Московского метрополитена. Недаром мэр Москвы отметил, что по сути получилась новая станция метро.

Другой интересный проект уходящего года - единственная в стране подземная железнодорожная станция во Внуково, завершившая создание транспортной системы Внуково - Киевский вокзал. Подземная железнодорожная станция не только представляет собой уникальное инженерное сооружение. Она за 2 месяца существенно увеличила пассажиропоток всей линии сообщения города с аэропортом.

Полным ходом в соответствии с проектом Щусева идет реконструкция гостиницы Москва, а гостиница Россия сразу после нового года прекратит свою работу, и через некоторое время там появится целый новый квартал, соответствующий традиционной стилистике Китай-города. Кроме того, на 2006 год намечено завершение работ по сооружению гостиницы на месте Интуриста.

Теперь вот начались работы в Царицыно. Этот объект, представьте, ждал своего завершения со времен Екатерины II! Сейчас там проведены археологические изыскания, и строители вплотную приступают к реконструкции, за основу которой принят проект Матвея Казакова. Также будет реконструироваться и комплекс Лефортовского парка - в числе прочего восстановят уникальный фонтанный каскад.

Если попытаться дать определение, ФИАБСИ - это международный клуб, в котором представлены как специалисты мирового уровня, так и целые династии риэлторов. Эта неправительственная организация была основана в 1947 году. Ее главной целью было: дать профессионалам в области недвижимости возможность обмена информацией о предложениях мирового рынка; обучение их новым программам и передовым технологиям. Ежегодно организация проводит конференции и семинары, которые позволяют делиться опытом, общаться, получать эксклюзивную информацию.

Одним словом, как ни много сделано в 2005 году, снижать планку никто не будет!
В декабре 2005 года исполнилось десять лет с момента создания чаптера (отделения) Международной Федерации профессиональных участников рынка недвижимости ФИАБСИ-РОССИЯ. На прошлой неделе этому событию была посвящена пресс-конференция, которая проходила в ресторанном комплексе Наполеон на улице Гарибальди.

Другими словами, для тех российских компаний, которые стремятся выйти на мировой рынок, - членство ФИАБСИ является чем-то вроде хорошей визитной карточки или рекомендации.

На сегодняшний день членство в международной организации дает ряд неоспоримых преимуществ. Например, льготное участие в Европейских конгрессах, а также в ежегодных встречах на Американском континенте (Cono Sar) или Азиатско-Тихоокеанском конгрессе, который проводится один раз в два года. Кроме того, в рамках всемирного проекта Международной Федерации Недвижимости проводится конкурс (Prix d`Excellence), который представляет собой творческое соревнование самых интересных проектов в сфере недвижимости.

- Игорь Львович, какие задачи для ФИАБСИ-РОССИЯв настоящее время являются наиболее актуальными?

О главных целях организации, а также о планах организации на 2006 год рассказывает Игорь Артеменков - президент ФИАБСИ-РОССИЯ,

Привлечь как можно больше специалистов смежных профессий, застройщиков, юристов, архитекторов, дизайнеров, банковских работников и так далее. И, соответственно, сделать ФИАБСИ более влиятельной и весомой структурой, в компетенции которой было бы решение законодательных проблем, связанных с рынком недвижимости. Я считаю, что сегодня нам необходимо ориентироваться прежде всего на внутренний рынок. Если на мировом уровне федерация профессиональных участников рынка недвижимости уже заняла свою нишу, то в России о деятельности нашей организации знает достаточно узкий круг людей.

- Я стал президентом ФИАБСИ-РОССИЯ полгода назад, можно сказать, еще только вхожу в тему, так что, буду краток. На сегодняшний день я как президент вижу первоочередную задачу в том, чтобы сделать эту организацию наиболее массовой.

- Да нет, я так не считаю. В настоящее время ФИАБСИ-РОССИЯ отражает интересы более 40 человек. Много ли это для элитного российского клуба? Думаю, 200 человек - это в самый раз. А получить членство в нашем клубе просто невозможно. Только крупные игроки российского рынка недвижимости.

- Вы говорите о массовости. Но ведь нередко бывает, что количество отрицательно сказывается на качестве. Не боитесь, что за счет увеличения организации у вас появится много случайных людей?

- Нам бы очень хотелось, чтобы российские специалисты по недвижимости как можно скорее вышли на мировой уровень.

- Какие планы на 2006 года?

Министр транспорта Игорь Левитин вчера провел коллегию своего министерства, на которой был в целом одобрен проект концепции реформирования отечественного дорожного хозяйства, представленный Федеральным дорожным агентством (Росавтодор). Концепция, в частности, предусматривает перевод некоторых из уже существующих дорог в разряд платных и передачу их частным инвесторам в обмен на строительство последними новых дорог.

Для этого необходимо устраивать как можно больше конкурсов, участвовать в крупных семинарах, обмениваться опытом, устраивать конгрессы... Все это в 2006 году, безусловно, будет. Например, в конце мая 2006 всемирный конгресс членов ФИАБСИ пройдет в Тайланде. Его тема в переводе звучит приблизительно так: Заботясь о будущем - думай о настоящем. Профессионалы рынка недвижимости будут говорить о том, как защититься от стихийных бедствий (наводнения, землетрясения и пр.). Здесь же будет затронута и проблема терроризма... А в октябре будет проходить другой конгресс (уже в Софии), который соберет порядка 500 участников... В общем, задумок много, планов - хватает. А прогнозы - самые оптимистичные. Тем более, что впереди у нас немало дел и свершений.

Как заявил вчера на заседании глава Росавтодора Олег Белозеров, концепция предполагает широкое внедрение концессий по строительству и эксплуатации дорог. Однако, по его словам, желающих поучаствовать в ГЧП пока немного, а те, кто планирует это сделать, требуют от государства повышенных гарантий поддержки новых для России проектов. Поэтому в концепции был предложен механизм перевода на платную эксплуатацию некоторых участков действующей сети автодорог.

Минтранс, который выступает за восстановление упраздненных дорожных фондов, проблема недофинансирования дорожной отрасли волнует давно. По мнению министра Игоря Левитина, именно в ней кроется причина всех дорожных бед. Именно поэтому и появился на свет документ под названием Основы концепции реформирования дорожного хозяйства в России. Кстати, зная о жесткой позиции Минфина, не приемлющего идею воссоздания дорожных фондов, Минтранс сосредоточился на другой инициативе внедрении механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в дорожную отрасль.

Инициатива Минтранса по поводу расширения количества платных дорог в России вчера была встречена без особого испуга. Глава думского комитета по промышленности Мартин Шаккум разве что высказался за то, чтобы не слишком уповать на платные дороги, так как они не смогут существенно повлиять на темпы роста строительства дорожной сети. Даже в развитых странах в процентном отношении платных дорог не очень много, пояснил свою позицию господин Шаккум. И предложил ведомству господина Левитина сосредоточиться на написании долгосрочной стратегии развития отрасли с точным указанием, когда, где и какие дороги нужно будет построить в перспективе (по его мнению, стратегия должна основываться на прогнозе размещения производительных сил, который, насколько известно, Минэкономразвития еще только собирается разрабатывать).

При этом государство само обустраивает участок под платное использование и передает его в концессию с условием, что инвестор за свои деньги построит другие дороги (как платные, так и общедоступные), пояснил господин Белозеров. Таким образом, государство передает инвестору готовый бизнес, приносящий доход, чем существенно уменьшает его риски, уточнил глава Росавтодора. Что же касается финансирования за счет государственных средств, то, не очень рассчитывая на уступчивость Минфина, Минтранс предлагает закрепить за дорогами конкретные источники финансирования например, транспортный налог, акцизы на моторные топливо и масла, акцизы на покупку автомобилей, а также, возможно, ввести акциз на шины. Кроме того, с грузовиков предложено собирать специальный неналоговый сбор, размер которого будет высчитываться исходя из ущерба, который наносится тем или иным тяжеловесным транспортом.


Недвижимость в Москве была и остается одним из стабильных и надежных средств вложения инвестиций. Прежде всего, это касается элитного жилья. Лучше приобрести одну, но хорошую квартиру в хорошем районе, чем несколько однушек в спальных районах, считают многие из тех, кто планирует вложить деньги в покупку эксклюзивной квартиры. По их мнению, элитное жилье больше вырастет в цене и здание не придет в негодность.

А губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, как оказалось, гораздо больше заботит перспектива перевода подавляющего большинства дорожной сети в разряд муниципальной (что автоматически означает, что она должна содержаться за счет средств муниципалитетов). Не выполнить это предписание закона о разграничении полномочий я не могу, но при этом я отчетливо понимаю, что денег на содержание и ремонт дорог в местных бюджетах нет, пожаловался губернатор, уточнив, что в Калужской области 800 км дорог относятся к федеральному уровню, 4500 км к региональному и более 10 000 км приходятся на муниципальный. Впрочем, соотношение (а оно примерно одинаково во всех регионах) может поменяться, и дорог федерального и регионального значения станет несколько больше: если в ближайшее время правительство введет новую классификацию дорог (ныне действующая была принята в 1991 году). Во всяком случае, документ уже прошел согласование с большинством заинтересованных ведомств. Тем не менее министр транспорта Игорь Левитин пока не стал делать выводов: он поручил доработать концепцию и представить ее в первом квартале 2006 года.

В отличие от панельной многоэтажки в Бутово или Бирюлево, элитные дома строятся по эксклюзивному проекту, с учетом вкусов их будущих обитателей, при этом используются только высококачественные материалы, что уже само по себе является гарантией долговечности и надежности.

Тем более, статистика однозначно свидетельствует - стоимость эксклюзивного жилья растет год от года.

Раньше требовался непременно дом с видом на Кремль, построенный в стиле а-ля сталинский ампир - большие окна, очень высокие потолки, гранитные фасады с дорогими украшениями, роскошные парадные Сейчас ситуация изменилась. Нынешние покупатели - люди с европейскими взглядами, с прекрасным вкусом к дорогим и красивым вещам. Они побывали в разных странах и имеют свое представление о том, какой должна быть эксклюзивная недвижимость. Мансарды на Елисейских полях, пентхаусы с видом на Центральный парк Нью-Йорка, квартиры в консервативном районе Лондона Найтсбридж - это именно тот идеал, к которому стремится российский истеблишмент. Для него, как уже говорилось, важно качество, удобство и надежность самого дома, транспортная доступность (причем, речь идет не о метро, а близости к основным автомагистралям), наличие соседей с соответствующим уровнем общественного положения и обеспеченности.

Меняются и вкусы потенциальных покупателей элитного жилья.

Неудивительно, что при быстро растущем спросе на московском рынке усиливается дефицит предложения в данном сегменте. Уже в сентябре текущего года стало очевидно, что при увеличении платежеспособного спроса застройщики теряют темпы строительства в связи с новыми правилами игры на рынке. Речь идет о 214-м законе Об участии в долевом строительстве, существенно увеличивающем права дольщиков, но фактически делающем застройщиков бесправными. О пользе и вреде этого закона было сказано немало, и стоит заострить внимание лишь на одном в сложившихся условиях строители вряд ли захотят работать себе в убыток и с высокой угрозой рисков. Некоторые стройки заморожены на неопределенный срок, что не замедлило вызвать дефицит предложения и, соответственно, рост цен. По данным экспертов Realstate.ru, среди районов Москвы несомненным лидером прироста цен по-прежнему остается район Остоженки, где застройщики увеличили цены на свои квартиры в среднем на 14 проц, на отдельных объектах встречались случаи увеличения цен и на 54 проц. В других районах только за период с июля по сентябрь цены выросли на 5-10 проц. В целом особенно популярны в последнее время покупки на Остоженке, Плющихе, Арбате и в Замоскворечье. Именно в этих четырех районах прошло примерно 62 проц всех сделок на вторичном рынке. Почти половина сделок совершено в Замоскворечье, за которым с большим отрывом следуют Самотека /17 проц от общего количества сделок на вторичке/ и Остоженка /9 проц/.

Последний фактор говорит о наметившемся в последнее время отходе от точечной застройки в пользу строительства так называемых жилых комплексов в том или ином районе. Для современных покупателей важны индивидуальные архитектурные решения, подчеркивающие стиль и демонстрирующие некую камерность здания, предназначенного для проживания небольшого числа избранных. Особое значение в случае с элитной недвижимостью приобретает вид из окна, не столь существенный для покупателей массового жилья. Чем шире обзор и красивее картинка, тем дороже жилплощадь. Впрочем, желающих переплачивать за красоту в столице больше, чем соответствующих видов. Кроме самого дорогого и престижного вида на Кремль, популярностью среди покупателей пользуются вид на реку, столичная панорама и окна в парк. Разница в цене на аналогичные по всем показателям, за исключением вида из окон, квартиры может достигать 50 проц.

Особого внимания заслуживает Замоскворечье, который, как было сказано, является сегодня одним из лидеров продаж в данном сегменте столичного рынка жилья. Именно здесь, в бывшем купеческом районе, известном многим по пьесам драматурга Александра Островского, сосредоточено сейчас основное строительство элитных объектов. По оценкам риэлторов, до 30 проц возводимых сейчас в Москве зданий и жилых комплексов класса люкс строится именно здесь. В настоящее время это один из активно развивающихся бизнес-центров столицы, с уже заслуженной репутацией делового района. Офисные здания Замоскворечья всегда пользовались спросом. Если арендатор не мог позволить себе офис в самом сердце столицы, то ему обычно рекомендовали Замоскворечье. Причем если в прежние времена бизнес здесь подразумевал фабрики и заводы, то сейчас такие предприятия выносятся в промзоны, уступая место современным офисным зданиям. По данным Knight Frank, доля бизнес-комплексов А-класса составляет здесь около 24 проц в общем объеме офисных зданий Москвы, уступая разве что знаменитому Москва-Сити.

Впрочем, многие эксперты рынка отмечают, что в связи с дефицитом места под элитную застройку в самом центре столицы, в ближайшем будущем будет расти спрос на объекты, построенные в некотором отдалении от центра. Уже в 2007 году риэлторы смогут предложить своим клиентам квартиры в относительно новых кварталах, таких как Плющиха или Хамовники. В последнем, например, могут возводиться более высокие здания, нежели в непосредственной близости от Кремля. По мнению Кайдо Каармы, директора отделения Парк Тауэрс управления новостроек компании Миэль-Недвижимость, цены на такие объекты через 2-3 года могут сильно вырасти. Комплексная застройка с собственной инфраструктурой станет аналогом европейского стиля жизни, считает эксперт. В районах как та же Плющиха, Замоскворечье, и даже за пределами Садового кольца (например, в районе метро Ленинский проспект) отлично развита транспортная доступность, близость к основным магистралям, в том числе, к Третьему транспортному кольцу. В то же время поблизости расположены скверы, парки, пруды, в целом лучшая, чем в центре, экологическая обстановка. Такие квартиры, скорее всего, будут предпочитать семьи с детьми, да и все, кто ценит комфорт, удобство и по сравнению с околокремлевскими районами невысокие цены.

Учитывая существующий дефицит строящихся объектов и постоянно растущие цены на элитное жилье, оптимальным выходом для тех, кто ценит надежность и хочет обезопасить себя от рисков, станет покупка квартир в уже построенном доме. Это станет гарантией безопасности вложений ведь квартира, которую вы покупаете, не на нулевом цикле, и даже не в стадии строительства дом уже полностью готов к заселению. Данная ситуация очевидна и для инвесторов, и для застройщиков, и поэтому, с учетом всех перечисленных плюсов элитной застройки в Замоскворечье, недостатка в покупателях здесь нет. Многие эксперты полагают, что цены на готовое жилье здесь имеют тенденцию к росту. Но надо отметить еще один существенный момент. Жители элитных домов в последнее время пытаются оптимизировать свои расходы и понять, стоит ли им платить за услуги, которыми они практически не пользуются. Поэтому бассейн, кинотеатр, фитнес-клуб, несколько видов сауны постепенно теряют популярность это существенно увеличивает цену жилья и вынуждает застройщиков открывать двери элитного комплекса для людей с улицы, что несет в себе угрозу снижения класса жилья. Неудивительно, что многие предпочитают получить от дома то, что им действительно нужно качество и надежность за приемлемые деньги, а в бассейн и ресторан выбираться по мере надобности. Такие места, кстати, служат и своеобразным клубом по интересам для состоятельных людей, не ограничивая их круг общения одним домом или жилым комплексом.

Впрочем, похоже, что московские власти не спешат повально застраивать Замоскворечье бизнес-помещениями, делая ставку на жилые здания, причем класса люкс. В Замоскворечье становится правилом уже упомянутый признак элитности однородность соответствующей застройки. Вот лишь несколько примеров. Строящийся сейчас дом Онегин на Малой Полянке, цены на квартиры в котором колеблются от 6700 до 8000 долл за кв м. Его готовность заявлена к декабрю 2006 г. Дом Патриарх на Малой Бронной находится в более высокой ценовой категории от 10000 до 17000 долл за кв м. Возможно, столь высокая цена объясняется тем, что дом уже сдан ведь, как было сказано выше, целый ряд строек в последнее время замораживается. Еще один пример подобного объекта Венский дом, расположенный в Неопалимовском переулке. Этот дом также сдан, и квартиры уже оформляются в собственность. Цена квадратного метра здесь начинается от 8500 и достигает 18000 долл. Пятиэтажный дом по Большому Палашевскому переулку, который будет готов примерно к третьему кварталу будущего года, также не сильно уступает в расценках - 10000 15000 долл за кв м. Дом разной этажности на Озерковской набережной сейчас находится в стадии завершения отделочных работ и готовится к сдаче. Из-за того, что дом пока не сдан, цена за кв м здесь пока сравнительно низкая для объекта данного класса - от 4500 до 6500 долл за кв м.



Главная --> Публикации