Главная --> Публикации --> Базэл становится строителем Финансисты и строители ищут новые формы привлечения средств в жилищное строительство Правила выбора подходящей ипотечной программы Жилье экономкласса: реалии и прогнозы Девелоперы против евроцемента

Что ожидает Москву в ближайшие годы? Какое направление в развитии города столичные градоначальники считают оптимальным? Ответами на эти вопросы Владимир Ресин открыл пресс-конференцию.

На современном этапе главным приоритетом градостроения является гармоничное развитие Москвы в существующих границах за счет более рационального использования городской территории, сообщил руководитель комплекса архитектуры, строительства и реконструкции столицы Владимир Ресин на пресс-конференции, прошедшей 10 ноября в редакции газеты Аргументы и факты. Глава московского стройкомплекса ответил на вопросы журналистов, касающиеся программы сноса пятиэтажек, развития архитектурного облика столицы, проблем обманутых соинвесторов, и на некоторые другие.

Согласно концепции Генерального плана в ближайшие годы в Москве первостепенное значение приобретет высотное строительство, продолжится освоение подземного пространства, представляющее собой естественный резерв города и открывающее новое направление в его развитии.

Основной документ, определяющий будущее столицы, Генеральный план развития Москвы до 2020 года. Цель плана сделать столицу удобной для проживания. Его смело можно назвать политической доктриной руководства города, во главу угла которой поставлены интересы жителей мегаполиса.

Владимир Ресин уверен, что архитектурный облик столицы будет формироваться с сохранением всех исторических особенностей и сложившихся традиций. Говоря о перспективах градостроительного развития Москвы, нельзя не отметить, что сегодня как никогда сильна взаимосвязь прошлого и современной архитектуры. Органическая связь современных строений с замечательными памятниками зодчества, истории культуры, принцип преемственности в уникальной московской городской среде главное, чему должна отвечать новая архитектура столицы, чтобы достойно предстать перед потомками.

В настоящее время в исторической части Москвы и районах массовой жилой застройки остается немало производственных территорий. Дальнейшее интенсивное развитие города подразумевает перевод этих промышленных предприятий на специально подготовленные и оборудованные самыми современными технологиями территории. Такая мера позволит решить сразу две проблемы градостроительную и производственную.

Сразу несколько вопросов журналистов касались программы сноса и реконструкции пятиэтажек и ветхого жилья, на которые первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы дал исчерпывающие ответы. Сегодня столица остается единственным городом России, где этот масштабный проект реализуют на практике. Всего до 2011 года предстоит снести около 3700 домов общей площадью 8,1 млн. кв. м. Более половины пятиэтажек, предназначенных под снос (а это 4 млн. кв. м.), уничтожили в этом году. В Центральном и Южном округах программы планируют закончить уже в 2005 году, в Юго-Восточном округе в 2008-м, а в Восточном и Северо-Восточном в 2009-м. Последние хрущевки в Северном, Юго-Западном округах и Зеленограде снесут в 2010 году.

Так, руководитель стройкомплекса выделил район Куркино на северо-западе мегаполиса, назвав его примером новой концепции градостроения: Куркино идеально вписывается в общий облик Москвы. Он напомнил, что проект намечено завершить в следующем году и к тому времени здесь построят миллион квадратных метров разнопланового жилья. Кроме того, планируют в целом благоустроить всю территорию Куркино. Мы считаем, что с точки зрения комфортности проживания и облика это, пожалуй, один из самых лучших районов Москвы, выразил мнение В. Ресин. Он также отметил, что такой район вполне мог бы стать частью любого современного европейского города, будь то Париж или Вена.

Кроме того, новоселы часто становятся владельцами не просто равноценного жилья, но гораздо большей площади, поскольку действует принцип квартира на квартиру. А, как известно, в современных домах квартиры просторнее, чем, скажем, в пресловутых хрущевках. Все москвичи, переезжающие из сносимых зданий, получают новое жилье на правах собственников. Пока в среднем на москвича приходится 23 м жилплощади, но, стремясь к европейским стандартам, столичные руководители со временем намерены увеличить среднюю площадь до 70 м на человека.

Вышеупомянутый проект дает возможность администрации города осуществлять новое строительство, а москвичам улучшить свои жилищные условия. При этом интересы горожан, переселяемых из сносимых домов, сегодня защищены специальным Постановлением правительства Москвы Об обеспечении права жителей Москвы на сохранение места проживания при переселении. Теперь новоселам гарантировано предоставление квартиры в том же районе, где они жили прежде. Например, житель Центрального округа при сносе его ветхого дома вправе получить жилплощадь в пределах центра столицы. Если же он согласен переехать в спальный район, то тоже не останется внакладе. Разницу между стоимостью квадратного метра в центре и в том районе, куда он переезжает, ему выплатят, утверждает В. Ресин.

Глава комплекса архитектуры, строительства и реконструкции столицы поделился впечатлениями от прошедшего недавно фестиваля Зодчество‑200 Многие из увиденных им на выставке проектов, представленных архитекторами из регионов России, способны составить серьезную конкуренцию столичным сооружениям. Я убедился, что некоторые регионы Москве наступают на пятки, а где‑то даже опережают столицу, сказал В. Ресин. Он даже выразил опасение, что если столичная архитектура успокоится на достигнутом и не станет развиваться опережающими темпами, то у регионального зодчества есть все шансы занять место лидера. Проекты, десять лет назад выглядевшие лишь как заманчивая перспектива прекрасного далека, сегодня воплотились в обычные дома в Калининграде или на Дальнем Востоке. Именно эту тенденцию отразил прошедший фестиваль. Особо запомнились чиновнику работы зодчих из Казани, Тамбова, Хабаровска. Главное архитектурное событие 2005 года подало В. Ресину идею проводить Всероссийский конкурс на лучший проект любого значимого сооружения в Москве. Руководитель столичного стройкомплекса не исключил вероятности, что архитектор из Хабаровска может выиграть конкурс на проектирование дома рядом с Красной площадью.

Все более острой становится тема взаимоотношений нерадивых инвесторов‑застройщиков со своими соинвесторами. Руководитель столичного стройкомплекса подтвердил, что столичные власти не дадут в обиду москвичей-дольщиков, оказавшихся в сложной ситуации. По его словам, в ближайшее время по указанию мэра Юрия Лужкова создадут специальную комиссию, она расследует каждый конкретный случай нарушения нечестными фирмами-застройщиками своих обязательств. Речь идет о 20 25 адресах. Будем искать нестандартные решения, заверил В. Ресин. И поскольку в сверстанном на 2006 год бюджете города расходы на возведение недостроенных домов не предусмотрены, властям придется изыскивать иные инвестиционные пути. Кроме того, В. Ресин пообещал, что все здания достроят и каждый соинвестор получит то, за что заплатил деньги, не уточнив, впрочем, какие именно способы инвестирования он имеет в виду.

Сегодня восстанавливают здания Большого дворца и Хлебного дома, в них ближе к 2007 году планируют открыть крупный музейный комплекс. Предполагают, что в ансамбль Царицыно войдут не только Большой дворец и Хлебный дом, на его территории восстановят еще около 100 объектов. Он станет одним из лучших уголков не только Москвы и Петербурга, но и всего мира, уверен В. Ресин. Кроме комплекса Царицыно в числе примечательных объектов будущего названы Ледовый дворец на Ходынском поле, строительство Четвертого транспортного кольца, в качестве возможного проекта рассматривают одностороннее движение по Садовому кольцу.

Говоря о значимых проектах, реализуемых в Москве, первый заместитель мэра в правительстве Москвы подробно остановился на будущем дворцово‑паркового ансамбля Царицыно, где недавно начали реставрационные работы.

По прогнозам департамента градостроительной политики, развития и реконструкции правительства Москвы, из 20 тыс. га столичных промышленных зон чиновники собираются в ближайшие годы реорганизовать 5 тыс. га. В 2005 году под реорганизацию попадут не менее 200 га производственных территорий столицы. Мэр Москвы Юрий Лужков усомнился в выполнимости столь грандиозных планов и подверг критике представленную программу реорганизации производственных территорий города на 2004-2006 годы, указав на отсутствие в документе конкретных предложений.

Руководитель комплекса архитектуры, строительства и реконструкции Москвы В. Ресин в целом удовлетворен темпами строительства. Программа 2005 года практически выполнена, и обещанные пять (а если считать с тем объемом, что возводят московские строители в регионах, то более шести) миллионов квадратных метров сдадут в срок. Сегодняшняя задача стойкомплекса столицы не просто количество, но и высокое качество вводимого жилья. Московские градоначальники не намерены расширять границы города надо улучшать качество жизни тех, кто уже живет в столице.
Правительство Москвы отправило вчера на доработку программу реорганизации производственных территорий города на период 2004-2006 годов. Юрий Лужков раскритиковал документ, так как в нем не нашлось места для малого бизнеса, который по замыслу мэра должен внести существенный вклад в развитие промышленных территорий столицы. Опрошенные "Бизнесом" эксперты уверены: малым предпринимателям промзоны будут интересны лишь в том случае, если правительство обеспечит их доступными производственными площадями.

По мнению мэра, главная задача чиновников - максимально полезно использовать земельные ресурсы, расположенные в промышленных зонах. Например, развивать производство высоких технологий - фармацевтику, электронику и другие виды высоконаучных производств - с привлечением малого бизнеса.

"А что, в малом бизнесе не будет промышленного производства? Почему когда мы говорим о реорганизации производственных территорий, мы умалчиваем о развитии производственных возможностей для малого бизнеса. Этому должен быть посвящен раздел в программе,- возмущался Лужков.- Территории надо не застраивать полностью жильем, а передавать под технопарки".

"В основном промышленные зоны ориентированы на крупные предприятия, которые ранее функционировали в пределах столицы. Для малых предприятий столичные власти предусмотрели возможность создания технопарков в промышленных зонах. Однако из-за недостаточного финансирования и возникающих административных барьеров эта программа осуществляется медленно и неэффективно. Хотя малый бизнес заинтересован в подобного рода проектах",- считает аналитик отдела исследований компании ABN Realty Антонина Лаирова.

Эксперты убеждены, что в программе реорганизации производственных территорий необходимо подробно обозначить меры поддержки малым предприятиям, деятельность которых связана с развитием того или иного производства.

Согласно опросу, ключевой проблемой для предпринимателей остается дефицит подходящих помещений для ведения бизнеса. "Особенно это касается производственных площадей. В результате компании вынуждены размещать собственное производство и даже офисы за пределами МКАД. Это менее выгодно как самим предпринимателям, так и властям Москвы. Поэтому для малого бизнеса необходимо обеспечить реальный процесс вовлечения его в промзоны, а не только декларировать идеи",- заявили "Бизнесу" в пресс-службе ОПОРЫ.

С ней соглашаются и эксперты "ОПОРЫ России", которые в заключениях ссылаются на исследование, проведенное совместно с ВЦИОМ.

Впрочем, будут ли в окончательном варианте документа зафиксированы меры, способные вовлечь в процесс развития промышленных зон малый бизнес, станет ясно через две недели, когда программа будет вновь представлена на рассмотрение Юрия Лужкова.

По мнению префекта Северо-Восточного административного округа (СВАО) Москвы Ирины Рабер, дефицит с помещениями можно было бы решить за счет изъятия земельных участков с промышленных территорий, которые используются не по назначению. По предложению префекта СВАО конкретные механизмы изъятия неэффективно используемых земельных участков чиновники должны предусмотреть в программе реорганизации производственных территорий. При этом, считает Рабер, необходимо четко обозначить, какие предприятия будут ликвидироваться, а какие поддерживаться правительством Москвы.

В противном случае компаниям обещан «блок на всех уровнях».

ГЕНПЛАНОВОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Промышленным предприятиям столицы будет запрещено вести строительство на своих площадях, если возводимые объекты противоречат генеральному плану развития Москвы. «Если кто-то хочет построить что-то на территории промышленного предприятия, необходимо идти и получать согласование на городском уровне»,- предупредил вчера предпринимателей Юрий Лужков.

В компании «Ведис Девелопмент» замечают, что пока непонятно, на каком уровне московские власти собираются ставить «блоки», тем более что они изначально будут противоречить федеральному законодательству. Мало того, по мнению заместителя гендиректора «Ведис Девелопмент» Натальи Люцингер, подобная инициатива пойдет вразрез не только с федеральным законодательством, но и с московской программой реформирования и перебазирования предприятий. «Инвестор, собирающийся перебазировать предприятие, вряд ли согласится платить Москве дважды: долю города за социальную инфраструктуру и за потерю промышленного потенциала.

Участников строительного рынка угроза мэра Москвы удивила. Руководитель проектов компании «Красные ворота» Роман Меркулов напоминает, что в Москве без согласования со столичными властями и так ничего не строится. Однако, говорит он, есть земли, которые принадлежат федеральным властям, и соответственно все согласования относительно дальнейшего использования и планирования территории проводятся с федеральными структурами. «С другой стороны, заявление мэра может быть вызвано некоторыми пробелами в действующем законодательстве. Дело в том, что 1 января 2006 года вступит в силу Градостроительный кодекс, в котором есть статья, лишающая Москву некоторых важных рычагов управления: исходя из ее содержания, госэкспертиза всей градостроительной документации будет подчинена федеральным органам власти»,- отмечает Меркулов.

В 2006 году организации, арендующие принадлежащие городу помещения на льготных условиях, могут быть лишены преференций по аренде, если они откажутся платить по установленным городом новым арендным ставкам. Как стало известно Бизнесу, департамент имущества правительства Москвы подготовил проект постановления, согласно которому пользующиеся льготами арендаторы в случае их отказа платить по новым расценкам будут переведены на рыночные ставки аренды помещений.

Если же на инвестора ляжет еще и проблема градообоснования, о реализации программы перебазирования можно забыть»,- считает Люцингер.

Мы не ставим задачу сократить список льготных арендаторов, а лишь призываем предпринимателей соблюдать финансовую дисциплину. Мало того, что ряд компаний имеют льготы по аренде помещений, так они еще пытаются использовать это преимущество в своих целях. В результате город вынужден бесконечно заниматься судебными разбирательствами по имущественным вопросам,- заявил руководитель департамента имущества Москвы Владимир Силкин.

По данным департамента имущества Москвы, сейчас 70% сдаваемых городом в аренду помещений оплачиваются по льготным ставкам. При этом почти треть арендаторов-льготников отказываются платить по ежегодно повышаемым столичным правительством льготным ставкам. По этой причине бюджет Москвы недополучил за последние три года 1,5 млрд руб.

Избавиться от этой проблемы чиновники решили следующим образом: в ежегодно издаваемом постановлении столичного правительства о введении новых ставок аренды муниципальных площадей будет указано условие, согласно которому арендные ставки не станут увеличиваться более чем на 30%, но только для добросовестных арендаторов. В то же время недобросовестные будут переводиться на оплату аренды по рыночным ставкам, которые выше льготных в несколько раз.

По словам чиновника, сейчас у них нет эффективных рычагов, чтобы заставить предпринимателей платить арендную плату по ежегодно индексируемым ставкам. С одной стороны, город, являясь собственником помещений, имеет право на ежегодную индексацию арендных ставок, в том числе льготных. С другой - любая корректировка договора аренды вступает в силу только в том случае, если получено согласие двух сторон. Зачастую происходит так, что компания, имеющая льготы, отказывается платить по повышенным ставкам и не подписывает новые условия договора аренды. В этом случае департамент имущества Москвы вынужден обращаться в суд с иском, рассмотрение которого может затянуться на продолжительный срок. Все время, пока длится судебное разбирательство, компания продолжает платить за аренду по прежним ставкам вплоть до вынесения судебного решения.

Начальник департамента стратегического анализа ЗАО Система-галс Александр Гаврилин отмечает, что среди льготников, которые не хотят платить по новым арендным ставкам, могут оказаться компании, сдающие помещения в субаренду.

Эксперты называют предложение вполне логичным, однако считают, что для начала следует провести детальный анализ его последствий. По словам руководителя департамента коммерческой недвижимости ЗАО Корпорация ИНКОМ-недвижимость" Юрия Ускова, среди безответственных арендаторов могут оказаться предприниматели, занимающиеся социально значимым бизнесом и не имеющие возможности из-за его низкой рентабельности платить повышенные ставки аренды, пусть даже на льготных условиях.

Кто пользуется в Москве льготами по аренде муниципального имущества

Всего в столице льготами по аренде муниципальных помещений могут пользоваться представители 18 категорий. В их число входят предприятия розничной торговли продовольственными товарами в магазинах шаговой доступности, адвокатские объединения Московской коллегии адвокатов, предприятия, осуществляющие работы с населением в области культуры и спорта, ремонта часов, общественные организации и объединения, предприятия, использующие труд инвалидов, с численностью не менее 50% от общего количества работающих. Также на льготы могут рассчитывать предприятия по ремонту одежды и обуви, металлоизделий, бани, фотоателье и фотолаборатории, научные организации и другие категории арендаторов.
За последние пять лет стройкомплекс Московской области добился впечатляющих успехов и практически удвоил объемы строительства, подмосковное жилье пользуется все большей популярностью у покупателей из различных регионов России, из Москвы. Рынок жилья Подмосковья сегодня это рынок новостроек. Однако разгорающиеся в московском регионе скандалы с нарушениями обязательств застройщиков перед соинвесторами, приобретающими квартиры на этапе строительства, подпортили репутацию строителей как в столице, так и в области. Но строители не виноваты, считает заместитель председателя правительства Московской области Александр Горностаев. Он отвечает за строительство, освоение капиталовложений в промышленность, жилищно-коммунальную сферу. По его мнению, застройщики сами пострадали.

Между тем юрист компании Swiss Realty Group Дмитрий Раев считает, что наиболее приемлемым вариантом для избежания конфликтов между городом и недобросовестными арендаторами может стать заключение краткосрочных договоров аренды, в которых будут обозначены жесткие условия по арендным платежам.

Президентом РФ была поставлена задача вдвое увеличить объемы строительства жилья. Мы эту программу выполнили. В 2000 г., когда приступил к работе нынешний губернатор Борис Громов, в Подмосковье было построено 2,1 млн кв. м жилья, из которых 1,5 млн кв. м коттеджное строительство и 500 000-600 000 кв. м многоэтажная застройка. В 2004 г. стройкомплексом области было возведено 5,7 млн кв. м, в 2005 г. мы также планируем выйти на объем 5,1-5,2 млн кв. м.

В последние годы в Московской области жилищное строительство ведется с заметной активностью.

Мы создали законодательную базу, разработали необходимые документы по инвестиционно-бюджетному фонду, по подготовке трехсторонних контрактов (между инвесторами, органами власти на местах, правительством области), которых тоже не было. До 2000 г. все было отдано в руки глав муниципальных образований, они правили бал. Договаривались напрямую с инвесторами о застройке пятнами, и инвестору было здесь шоколадно вписал на участок вставочку-дом, подключился к уже имеющимся сетям, продал, получил доход и отвалил. В результате усиливалась дополнительная нагрузка на инженерную, на социальную инфраструктуру.

Цель была не каких-то абстрактных успехов достичь. В 2000 г., для того чтобы больше осваивать средств на строительстве жилья и получить больше жилья для решения социальных проблем, была выработана программа строительства, которая включала в себя создание инвестиционного рынка на территории области. Потому что, к сожалению, в те времена банки не хотели вкладывать деньги в строительство жилья и получить длинные деньги на строительство хотя бы на год было сложно.

Тем не менее в довольно короткие сроки был проведен большой комплекс работ, в результате, получив необходимую законодательную базу, мы смогли привлечь инвесторов на строительство.

Мы понимали, что, пока не перейдем на комплексную застройку микрорайонами, рассчитывать на успех невозможно. Построить много жилья можно только при условии подбора инвесторов, которые способны строить 100 000, 200 000, 300 000 кв. м. Понятно, что наши предложения, связанные с комплексной застройкой, не очень-то устраивали Собственно, они всех не устраивали. Потому что такая застройка предполагает дополнительные затраты на инженерные сети, социальные объекты (школы, больницы, детсады), дороги, благоустройство.

Естественно, в документах, регламентирующих инвестиционный процесс в Подмосковье, предусматривалась в том числе и защита инвесторов от последствий смены руководителей муниципальных образований. Раньше новые должностные лица имели обыкновение иной раз изменять условия договоров.

Сейчас ведется комплексная застройка ряда городов, таких как Долгопрудный, Одинцово, Балашиха, Люберцы, Коломна, Дзержинский, Химки (6-й, 7-й, 8-й микрорайоны), Реутов и др. все перечислять долго. Благодаря комплексному подходу объем ввода жилья увеличился резко. Мы сейчас работаем над формированием инвестиционного бюджетного фонда, средства от которого направляются на сети.

Еще один важный фактор консолидация усилий строительных организаций. Они были разобщены, работали сами по себе.

Следующим этапом стало начало работ по созданию генерального плана Московской области. Это долгосрочная и очень интересная задача, Генплан будет разрабатываться до 2020 г. Стоимость Генплана Московской области 800 млн руб. Я знаю, что в России пока никто так крупномасштабно, как мы, не занимается созданием генплана своих территорий. И благодаря этой работе мы оказались готовы к вступлению в силу нового Градостроительного кодекса лучше, чем кто-либо другой.

Не только подмосковных. Я считаю, что делить строителей на своих и чужих это некорректная постановка вопроса. У нас не принято так. На территории области строят жилье строители из Белоруссии, Таджикистана, c Украины, из Москвы, нам поставляли продукцию домостроительные комбинаты Иваново и Твери. Мы создаем условия, для того чтобы эти фирмы, работая в области, все регистрировались на территории области. Они здесь платят налоги. Например, ПИК-Регион компания создана в Московской области, работает по застройке 6-7-8 мкр. в Химках, в Центральном микрорайоне Долгопрудного. Так же и другие компании, работающие в Подмосковье. А за то, что подмосковные компании строят на территории Москвы, стройкомплекс области не отчитывается. Я считаю, что они, работая в Москве, являются московскими.

Вы имеете в виду подмосковных строителей? Как соотносятся объемы жилья, возводимого на территории области московскими и подмосковными строительными компаниями?

Сейчас на рынке новостроек Подмосковья и Москвы неспокойно. Отчего, по-вашему, вдруг вновь разгорелись конфликты с долевым строительством, казалось бы оставшиеся в прошлом?

Это некорректно, когда руководство Москвы говорит: Вот, мы строим в Питере, в Севастополе. Стройте на здоровье, радуйтесь, что вас пустили на территорию того же Питера, дали возможность там работать, задействовать свои мощности и делать бизнес! А уж что касается нас, то это вообще бестактно. Область сегодня вполне может справиться своими силами, но, учитывая наши потребности и наши возможности, мы включаем в том числе в эту работу и московских строителей компании, имеющие центральные офисы в Москве, но зарегистрированные и работающие на территории области. А подобного рода утверждения некоторых руководителей Москвы ставят в неловкое положение в первую очередь московских строителей, работающих в Подмосковье. Потому что нам ничего не стоит прекратить это взаимодействие.

То есть, по-вашему, некоторые банки перестали кредитовать строительные компании с единственной целью самим заняться строительством?

Все началось не вдруг и не в этом году. В августе 2004 г. в результате банковского кризиса банки прекратили давать кредиты строительным компаниям, в том числе довольно крупным. И это не случайно, я убежден. Многие банки, которые в начале 2000 г. отказывались давать кредиты на строительство жилья, спустя несколько лет поняли, что строительство это доходное дело. Так зачем давать кредиты кому-то, когда можно самим извлекать доход из финансирования собственных строительных проектов?

В результате некоторые компании, работающие на территории области, такие как Стройметресурс, компания Александра Зимина Стройиндустрия, так и не смогли выкарабкаться из кризисной ситуации. Я убежден, что это несчастный случай (в Подмосковье возбуждено шесть уголовных дел против недобросовестных застройщиков, всего претензии возникли по 49 строительным адресам в Химках, Красногорске, Долгопрудном, Мытищах, Ивантеевке, Пушкино, Дмитровском и Наро-Фоминском районах. Ведомости).

Именно так. Многие банки сегодня имеют свои строительные компании, которые финансируют и от которых имеют больший доход, нежели от кредитования сторонних застройщиков.

Хотя, если вчитаться в договоры, которые подписывали многие из тех, кто сейчас обращается с жалобами, порой просто диву даешься Иногда в договорах даже не упоминается о получении жилья частным соинвестором.

Что касается Социальной инициативы, у меня уже были неприятности с этой компанией. Я знаю, что в области за $180-200 за 1 кв. м построить жилье нельзя. Я сам давно лично занимаюсь поиском различных технологий, которые бы снизили себестоимость строительства. Но, к сожалению, пока никто не может дать такую себестоимость $200 за 1 кв. м.

Она разная от $400 до $1000 за 1 кв. м. Например, сейчас мы планируем крупную застройку в Люберецком районе на участке, где необходимо перенести завод, рекультивировать очистные сооружения. Это серьезная большая работа. Пока есть три варианта от $850 до $1200 за 1 кв. м, сейчас выбрали второй вариант $1000 за 1 кв. м, и это только себестоимость в связи с необходимостью больших затрат на подготовку площадки. В области все сложнее и дороже становится строить. Чтобы построить микрорайон, надо делать очистные сооружения, энергетические комплексы. Сегодня только за подключение к электроэнергии (без учета прокладки кабеля, строительства подстанции) необходимо заплатить $40 с 1 кв. м! А все наши комплексные застройки делаются с учетом прокладки сетей.

А какова сейчас себестоимость строительства жилья в Подмосковье?

Поначалу обвинили во всем строителей. Но строители сами обмануты! Нам платят деньги мы строим. У нас мало таких компаний, кто сам строит и сам инвестирует. Пожалуй, только компания Зимина. В большинстве случаев инвесторы приходили со своими деньгами или деньгами кредитными, нанимали строителей. И обвинять строителей в том, что люди не получают квартиры, перекладывать с больной головы на здоровую. Строители уже были вынуждены вкладывать свои оборотные средства в связи с тем, что инвестор нарушал график финансирования стройки. Сейчас вроде бы называют истинных виновников.

Вернемся к недобросовестным застройщикам.

На инвесторах, которые занимаются финансированием строительства и не рассчитывают свои силы, на риэлторских компаниях, реализующих жилье. Есть конкретные группы людей, которые проводили двойные продажи жилья.

То есть, по-вашему, вина за то, что люди, вложившиеся в строительство жилья, лишились денег и не получили квартир, лежит на инвесторах?

Ну вот я чиновник. Я вижу проект, необходимую документацию, есть соответствующие рекомендации, инвесторы известные люди, чего же им препятствовать? Они в соответствии с законом входят на рынок области, начинают строить Те компании, которые сегодня не могут выполнить свои обязательства перед дольщиками, они же строили, и много. Тот же Стройметресурс. И особых нареканий в их адрес не было. Они просто не смогли найти финансирование, которое бы закрыло их проблемы.

Но чиновники области подписывали разрешение на строительство всем этим инвесторам Чиновники должны нести ответственность?

И как скоро?

Сейчас ситуацию мы выправляем. Делается это за счет территорий. Губернатор принял решение оказывать помощь, и мы выворачиваемся, выкручиваемся, чтобы инвесторы, которые оказались в трудном положении, все же рассчитались с покупателями. Где-то повышаем этажность проекта, чтобы экономику выправить, где-то дополнительные участки даем, и т. д. Я не сомневаюсь, что все условия, необходимые для удовлетворения потребностей людей, которые заплатили деньги, будут соблюдены.

Что изменилось во взаимоотношениях районных администраций и инвесторов?

Важно, чтобы это произошло, чтобы люди твердо знали: вот строится дом, в который вложены его деньги, и квартиру он получит. Тут уж не до жиру. Главное выйти из кризиса и решить проблему жилья для людей.

Ближнее Подмосковье уже довольно плотно застроено. А как обстоят дела в более удаленных от МКАД городах, районах?

Все изменилось. Работаем сегодня непосредственно с главами муниципальных образований, их заместителями по строительству. Все взаимоотношения отлажены, все у нас выстроено, все в соответствии с законами как федеральными, так и нашими областными.

Чтобы решить существующую в Подмосковье транспортную проблему, надо прекратить доступ большегрузных автомобилей в 50-70-километровую зону к Москве. Транзитный крупногабаритный транспорт должен по ЦКАД объехать центр московского региона, а если товары доставляются в Москву, то должен разгрузиться на ЦКАД, и уже оттуда со складов более мелким транспортом товары будут перевозиться к месту назначения. Это огромная работа, и это проект, который, я считаю, должен дать серьезные дивиденды для области.

Строительство ведется во всех муниципальных образованиях области, где-то меньше, где-то больше. Это связано с платежеспособностью людей, с расстоянием от Москвы. У нас сегодня 70-километровая зона от МКАД это такие города, как Клин, Солнечногорск, Павловский Посад, Чехов, Ступино, Дмитров и даже Коломна, за 100 км, активно застраиваются. Я убежден, что в связи с активной работой по Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) вся 50-70-километровая зона Московской области будет задействована и востребована. В зону ЦКАД будут выноситься складские, грузовые терминалы, там будут появляться гостиницы, гипермаркеты, объекты придорожного сервиса, новые рабочие места около 0,5 млн рабочих мест.

Это в интересах столичной области, центра вообще. Транзитный большегрузный транспорт забивает наши дороги.

Это вы делаете в интересах Москвы? Город задыхается от выхлопов дизельных грузовиков.

Будут задействованы и федеральные, и областные, и муниципальные деньги, и средства инвесторов. Сейчас разрабатывается проектная документация. Думаю, в будущем году приступим непосредственно к работам на земле (как сообщалось ранее, ЦКАД должна появиться в Подмосковье к 2011 г. Ведомости).

Кто будет финансировать работы? По оценкам, может потребоваться более $3 млрд.

Честно говоря, выражение спортивная область уже оскомину набивает. Да, из комплекса разных социальных задач был выбран спорт. Наверное, это предвидение губернатора, оказавшееся верным на 100%.

К Московской области уже давно прочно приклеился ярлык спортивная. Почему именно спортивным объектам уделяется такое внимание?

Сейчас строим всесезонный горнолыжный комплекс в Павшинской пойме (Красногорский район) рядом с Крокус Сити, уже строим фундамент под опоры. Это просто инженерный шедевр, а уж с точки зрения ее использования о таком только мечтать можно было. 100 м высотой, 400 м спуск.

Дворцы спорта, стадионы, построенные в городах Московской области, преображают эти города. Например, Клин, за 100 км от Москвы, когда-то там было химическое предприятие. И вдруг на территории не слишком чистого города строится дворец спорта. Глава района Александр Постригань говорит, что просто по-детски счастлив, когда заходит в этот дворец. Туда с утра до ночи приходит огромное количество людей. И теперь уже глава района приводит в порядок все прилегающие улицы. А Коломна? Коломенская ледовая дорожка это потрясающее инженерное сооружение! Подобные сооружения требуют уже другого города, формируют вокруг себя некую новую среду, и город приобретает новое качество. Людям не надо возить детей на занятия спортом в Москву, кроме того, многие родители находят себе работу тут же, появляются рабочие места.

Да, строятся правительственный комплекс, офисный центр, областной суд. Будет великолепный яхт-клуб. В дополнение к торговому комплексу [предпринимателя Араса] Агаларова (Крокус Сити Молл. Ведомости) выставочный центр вроде ВДНХ, только лучше, современнее.

Там же, недалеко, строится комплекс зданий правительства Московской области?

Но все эти горнолыжные спуски, дворцы спорта это уже отчасти пройденный этап. Сейчас наиболее важный объект ЦКАД. И работа с ветхим 3-5-этажным жилым фондом.

Когда я впервые побывал во Франции, я был поражен районом Дефанс. Он строится уже многие годы, в нем сосредоточено все, что делается в мире нового и интересного. Я всегда мечтал иметь свой Дефанс. И здесь будет нечто подобное.

Вы это говорите не потому, что он ваш начальник?

Я считаю, что области крупно повезло, что губернатор лично занимается вопросами строительства. Если бы все руководители регионов уделяли строительству столько внимания, как Борис Громов, жили бы мы в России значительно лучше.

Но сейчас о жилищной политике уже говорят на самом высоком уровне.

Вовсе нет. Но я убежден, и говорил об этом на многих совещаниях, что, если президент страны не будет заниматься строительством, серьезных подвижек к лучшему в экономике страны, строительстве жилья, решении социальных проблем не будет. К сожалению, меня не очень слышат. Нельзя в России не иметь министерства строительства РФ, и он должен быть на уровне зампредседателя правительства РФ. А что мы имеем сегодня?

Московская область своего рода модель Российской Федерации. У нас 79 муниципальных образований, есть ближние и отдаленные, есть бедные и богатые. Но все города приобретают свое лицо, они начали благоустраиваться, прихорашиваться. Очень важно, чтобы были отремонтированы лечебные учреждения, чтобы они были оснащены хорошим современным оборудованием.

Говорить и делать разные вещи. Нужно непосредственное участие главы государства в этом процессе. Если президент будет приезжать на закладки тех или иных крупных объектов и тем самым показывать пример главам регионов, когда он будет заинтересованно отслеживать, в каких регионах что как строится, тогда будет смысл.



Главная --> Публикации