Главная --> Публикации --> Сергей полонский: цены на недвижимость в москве должны быть на уровне нью-йорка, лондона и гонконга Millhouse capital застроит крылатское Появление новых отелей задерживается Мест нет Гордума и мэрия самары намерены вернуть городу имущество

В отличие от покупателя типового жилья, который стремится сэкономить, приобретая квартиру на этапе котлована, покупатель элитного жилья готов заплатить пусть даже больше, но за готовый продукт, чем покупать «кота в мешке». Элитные дома индивидуальны и имеют множество нюансов, оценить которые можно только на стадии готовности дома: соответствует ли он на самом деле всем требованиям покупателя. Клиент должен видеть свою будущую квартиру не на картинке и не на плане, а «вживую». Как иначе можно оценить неповторимые виды из окон или необычный фасад, если на месте дома пока еще находится котлован или стоят строительные леса.

На пресс-конференции, посвященной презентации этого проекта, председатель правления ЗАО «Русский Дом Недвижимости» Алексей Преображенский и генеральный директор агентства недвижимости СКИП Леонид Черкасов отметили, что квартиры в элитном доме «Элитон» намеренно не рекламировались и не выставлялись на продажу ни на одном из этапов строительства. Такая стратегия была выбрана на основании аналитических и маркетинговых исследований предпочтений потенциальных клиентов – высокообеспеченных людей, а также анализа продаж других элитных объектов.

Элитная квартира подчеркивает статус ее владельца. Если уровень дохода и статус требуют от человека уже сегодня жить в квартире соответствующего уровня, то нелепо, по мнению г-д Преображенского и Черкасова, выглядят предложения домов, в которые можно будет заселиться только через 2-3 года. У продавцов «Элитона» другой принцип: «Утром деньги – вечером квартира». Покупатель получает ключи от квартиры в день внесения аванса и тут же может начинать ремонт и завозить вещи.

На современном рынке недвижимости подобная практика применена впервые. Как правило, инвесторы и риэлторы стараются реализовывать элитную недвижимость подобно типовой, начиная с самых ранних этапов строительства и затрачивая много средств на рекламу. При этом анализ опыта продаж показывает, что серьезный интерес именно к элитному дому возникает лишь по мере завершения строительства.
Этот подход уже приносит свои плоды – отсутствие навязчивой рекламы только подогревало интерес к дому и многие потенциальные клиенты уже давно к нему присматривались.

Для максимального удобства покупателей создан единый офис продаж этого дома. Из всех претендентов на квартиры в доме сотрудники офиса выберут всего 12 покупателей – по числу квартир в доме, наиболее схожих по своему социальному статусу и положению в обществе, сформировав социально-однородный клуб будущих жильцов дома.

Один из важных элементов этой технологии – отказ от создания конкуренции. Продажа большинства элитных домов также строится по аналогии с типовым жильем, когда необходимо реализовать сотни и даже тысячи квартир – жилье продают несколько фирм, а то и несколько десятков фирм одновременно. На рынке элитного жилья это дезориентирует потенциального покупателя, который заинтересован в VIP-сервисе, а не в сомнительной незначительной экономии, которую предлагает каждый продавец, чтобы перетянуть покупателя на себя.

Впрочем, все это не означает, что продавцы «Элитона» отказываются от помощи других риэлторских фирм и опытных маклеров. Наоборот, посредникам со своей клиентской базой гарантируется щедрое вознаграждение за каждого покупателя, однако приобретение квартиры возможно только на тех же условиях, которые предлагает офис продаж.

Таким образом, продавцы не гонятся за мгновенной прибылью и не бегут за первым попавшимся «денежным мешком». Свою функцию они видят в создании удобного жизненного пространства для клиентов.

Дорогой офис должен отвечать определенным критериям – в первую очередь, это расположение на главных транспортных магистралях и площадях, с удобным подъездом, индивидуальный (авторский) проект, наружная отделка высококачественными материалами, внутренняя отделка по индивидуальному заказу арендатора, обязательно наличие парковки. Соответствующие всем этим требованиям офисные здания в Москве можно пересчитать по пальцам, большинство являются уникальными по архитектурному и строительному решению. «Вписать» дом в существующее небольшое пространство исторической застройки под силу только компаниям, владеющим самой современной техникой и передовыми строительными технологиями, а их, надо сказать, пока немного.

У «Элитона» будет даже собственный сайт. Пока он будет использоваться как официальная информационная площадка офиса продаж. Здесь же будут размещаться новости и прочая информация. Затем сайт будет преобразован в информационную площадку клуба жильцов дома – современный вариант стенгазеты или доски объявлений, а также будет включать в себя ряд других полезных сервисов.
По итогам прошлого года Москва вошла в пятерку городов мира с самыми дорогими офисными площадями. Опережают Москву Лондон (в котором стоимость квадратного метра превышает 1000 евро в год), Токио, Париж и Нью-Йорк. В Москве на сегодняшний день аренда офиса класса А будет стоить от $500 за кв.м в год. Самыми активными арендаторами офисов класса А являются компании нефтегазовой и металлургической отраслей, а также банковской сферы. Конечно, офисное здание класса А можно построить и в некотором удалении от центра, однако главным критерием качества офисов, как и элитного жилья, является место, место и еще раз место, как это ни банально. Поэтому подавляющее большинство офисной недвижимости европейского класса находится в Москве в пределах Садового кольца. За его пределами выделяются районы Белорусского вокзала, Новослободской, а также Ленинградского проспекта, ведущего к Шереметьево-2.

Презентация так воодушевила автора этой статьи, что он на следующий день встретился с г-ном Сойером в «Доме на Берниковской» – в офисе фирмы.

Из недостроенной бетонной коробки невысокого здания, расположенного недалеко от Остоженки, звучала музыка, на сетчатом заборе, окружающем довольно чистую стройплощадку, висел щит с названием фирмы-строителя GVA Sawyer. На первом этаже около будущего входа в будущий холл гостей встречала девушка-представитель фирмы, с воодушевлением рассказывающая про будущие красоты. Со второго этажа, пока еще без окон, открывался вид на купола храма Христа Спасителя и Хорватское посольство. На картинке – современный трехэтажный дом, облицованный гранитом, гармонирующим по цвету со стоящими вокруг зданиями. Новый офисный центр Кеско Хаус. Что тут будет? Кто поселится в историческом центре города? Не нарушится ли архитектурный облик и инфраструктура данного района? С этими вопросом мы обратились к президенту компании GVA Sawyer, Камерону Ф.Сойеру (компания работает на российском рынке уже 10 лет. В ее активе такие законченные проекты, как «Алексеевский дом» — офисные здания класса А, Остоженка д. 28, «Дом на Берниковской набережной» и другие объекты).

— Строить в Москве мы начали с жилой недвижимости. Наш первый проект (тогда мы еще работали в СП «Перестройка») — это жилой комплекс «Сетунь» на Минском шоссе. Сейчас мы занимаемся офисным строительством, хотя, в принципе, мы компания универсальная — строим и гостиницы, и офисы, и жилье, причем не только в Москве. В ближайшем будущем, может быть, будут даже и торговые объекты.

— Господин Сойер, вы строите только офисные здания?

— На самом деле, строительство дорогой и массовой недвижимости — это два разных бизнеса, и в каждом есть свое искусство. Опыт показывает, что те, кто привык строить что-либо в массовой недвижимости, очень тяжело переходят на строительство элитной: там совсем другие параметры, иные ценности, стратегия. И наоборот, успех массовой застройки – это тоже своего рода искусство, которого мы не понимаем, поэтому мы занимаемся только дорогой недвижимостью. Что касается перспектив рынка – то мы оцениваем их как очень хорошие. Всякое, конечно, бывает, совершенно естественны и подъемы, и спады спроса. Это нормально. Но долгосрочная перспектива хорошая, поскольку недвижимости такого класса пока не хватает.

— Ваша фирма специализируется на строительстве недвижимости класса А, рано или поздно рынок насытится, не планируете ли вы строить объекты «попроще»?

— Расскажите, пожалуйста, предысторию появления этого здания?

К примеру, мы рассчитываем, что наше последнее детище Кеско Хаус будет сдан в аренду еще до конца лета (предпочтение отдается одному арендатору – зарубежному представительству или крупной российской компании). До конца сентября будет закончено строительство, а потом, согласовав внутреннюю планировку с арендатором, мы плавно начнем делать внутреннюю отделку.

— Как вообще появляются места под строительство в центре?

— Участок, на котором построено здание, мы нашли очень давно. При сегодняшнем ажиотаже вокруг Остоженки мы бы его не получили, потому что все участки в этом регионе выделены под жилищное строительство, и там бешеные цены. Мы купили бывшее административное здание, снесли его, выкупили долю города на добавленные квадратные метры и, таким образом, получили право на строительство.

Почти так же сложно и согласование архитектурного облика здания (проект Кеско Хауса делался совместно c Архитектурным бюро «Остоженка» под руководством Скокана. «Остоженка» делала и проект Опера-Хаус для Центра Вишневской. Вообще, облик района выдержан в одном стиле и, будем надеяться, что новый офисный центр гармонично впишется в модернизированную, но сохранившую свой исторический облик Остоженку).

— Получить место для строительства в Москве очень сложно, а в последнее время стало еще сложнее. Сейчас у города появилась сложная система торгов и инвестиционных контрактов: процесс очень непрозрачный, непонятный, и мы все больше и больше думаем, что специально делается так, чтобы сложно было получить участок в Москве. Как и везде, есть первичный и вторичный рынки. Даже если рассматривать только первичный рынок (то есть, государство), то в этом сегменте есть 20 различных инстанций, которые имеют право предоставлять площадки.

— Привязано ли строительство офисов к Генеральному плану?

Здесь надо пройти несколько инстанций — архитектурный совет, администрацию исторических памятников. В районах исторической застройки именно они определяют, что строить, чтобы не разрушить облик улицы и района в целом.

— Как вам кажется, не идет ли сейчас перепрофилирование центра из жилого в офисный?

— Любое строительство связано с Генпланом города, поэтому на любой объект, даже временный, в первую очередь надо получить бумагу о том, что у города нет ничего против того, что на этом месте будет строительство объекта такого-то назначения. Это разрешение выдается институтом Генплана.

***

— Я считаю, что это было бы неправильным, и такого движения нет. Наоборот, мэр Москвы Юрий Лужков не раз заявлял о том, что надо прекратить строительство новых офисных зданий в центре, чтобы он остался жилым. Однако я считаю, что строго лимитировать – это тоже неправильно – офисы, конечно, в центре нужны, но строить их надо в таком количестве, чтобы сильно не изменять пропорции административных и жилых зданий. Центр Москвы уникален, и его исторический облик изменять нельзя.

Попадая во время путешествий в живописный уголок, люди часто задумываются о том, чтобы обзавестись там собственным домом. Но если охота к перемене мест не дает долго наслаждаться привычным видом, одно из решений покупка автодома, одновременно средства передвижения и комфортабельного жилища для отдыха. Путешествия в автодомах популярны в Европе. В сегодняшней России отдых на колесах не приобрел массовой популярности, но по мере появления необходимой инфраструктуры этот пробел может быть восполнен в короткие сроки.

При проектировании Кеско Хауса архитекторы были ограничены заданной высотой здания, поэтому над землей находятся только три этажа, один этаж здания — полуподземный (цокольный) и один подземный. В результате, общая площадь здания, занимающего очень небольшую площадку, составила 4293 кв.метра. На цокольном и подземном этажах предусматривается размещение парковки на 38 машино-мест, разнообразных хозяйственных помещений. На первом подземном этаже возможно даже размещение небольшого тренажерного зала.

Рынок автодомов главным образом представлен зарубежными моделями. Автодома выпускают на шасси известных автомобильных марок (Mercedes Sprinter, Ford Transit, Fiat Duсato и др.). По словам Андрея Лешина, владельца компании Авто Трэвел, весь перечень производителей автодомов занимает от 45 до 105 строчек. Из них европейские Adria, Burstner, CI (Caravans Internasional), Chausson, Dethleffs, Eura Mobile, Fendt, Hobby, Hymer, Knaus, LMC, Rollerteam, Tabbert и др. О высоком спросе на автодома говорит статистика: в 2005 г. в Европе их было продано 80 237.

Техника и фантастика

К примеру, автодома на базе ГАЗели Купава-3780 приобрели цирк Шапито, Мосфильм, студия ТРИТЭ Никиты Михалкова. Производство автодомов наладили в Белоруссии, закупив для этих целей технологию и оборудование в Европе, а шасси от российского ГАЗ-3302.

В России показатели гораздо ниже. По словам Евгении Левинской, директора по маркетингу представительства Hymer в России, с момента появления компании на российском рынке в 2003 г. и по сегодняшний день было продано более 100 автодомов. В компании Мир Купавы отметили, что на автодома приходятся штучные продажи. В числе покупателей не только физические лица, но и организации.

Выпускаемые автодома также отличаются по размерам, полной массе, количеству спальных мест, объему двигателей, емкости баков для питьевой воды и другим показателям. Одна из самых компактных моделей Hymer Van (на базе шасси Ford) принадлежит к семейству автодомов Hymer. Длина 597 см, ширина 207 см, а высота 275 см. В стандартной комплектации автомобиль оснащен подушками безопасности для водителя и пассажира, ABS и усиленными шинами. Правда, пуститься в комфортное путешествие на данном автомобиле смогут только два человека.

В автодомах интегрированного типа от серийных автомобилей используются только двигатель, трансмиссия и подвеска. Кабина объединена с жилым пространством автодома. Интегрированные автодома обладают отличной маневренностью и скоростными характеристиками, отличаются роскошью во внутреннем убранстве. В полуинтегрированных домах жилой отсек устанавливается на шасси серийного автомобиля. Из-за отсутствия в жилом корпусе алькова (ниши над кабиной, где оборудуется спальное место), как это предусмотрено в альковных автодомах, автомобиль при меньших затратах топлива обладает повышенными маневренными и скоростными характеристиками.

Модельный ряд концерна Hymer B-Star-Line, выпускаемый на шасси Mercedes Sprinter 316, включает пять моделей длиной от 639 до 740 см. Автодома Burstner на шасси Fiat Duсato 18 имеют длину от 685 до 821 см, и в них комфортно могут разместиться от четырех до шести человек.

Автодом Купава-3780 также входит в число наиболее компактных моделей: его габариты 630 × 220 х 277 см. Но в отличие от немецкого автодома в российском в зависимости от модели и комплектации может путешествовать от двух до пяти человек.

Сим-сим, откройся!

Автодома оснащены разными по мощности моторами. В базовой Купаве установлен один из самых маломощных всего 95 л. с. В автодоме Ahorn Camp TF 620 на шасси от Ford Transit 350 115 л. с., а в модели Ahorn Camp М 690 на шасси Mercedes Sprinter 313 156 л. с.

Внутреннее пространство автодома похоже на совсем небольшую квартиру, где каждый сантиметр пространства функционален, но все в целом смотрится по-домашнему уютно.

По словам Андрея Лешина, дома на колесах, как и гостиницы, оцениваются по количеству звезд от одной до пяти. Какого класса выбран автодом, таким и будет его внутренний интерьер. У отдельных моделей насчитывается до 160 видов разнообразных планировок и компановок, а для отделки используется несколько десятков видов ткани и кожи.

Салон Hymer Van это уже именно квартира. Столовая группа с диваном и вращающимися креслами, поперечной кроватью в задней части автодома, вместительным багажным отсеком и гардеробом, в санузле встроена душевая кабина-трансформер. Кухня оборудована газовой плитой, холодильником, раковиной, запас чистой воды 80 л. В салоне предусмотрены вентиляционный люк, обогреватель со встроенным бойлером на 12 л воды. На окнах и двери салона противомоскитные и затемняющие жалюзи.

В автодоме Купава обстановка довольно обычная, напоминающая недорогой гостиничный номер. В базовый комплект входят кухонный блок, включающий газовую плиту, система автономного водоснабжения на 50 л с подогревом воды и небольшой холодильник на 70 л. В санузле находятся умывальник, душ с поддоном и унитаз. В жилом помещении расположены встроенный гардероб с антресолями, багажный отсек. Спальные места трансформируются в стол и диван для сидения. Оптимальный температурный режим обеспечивают кондиционер и система отопления.

Самые престижные дома на колесах выпускаемые концерном Hymer модели S-класса. Аналог номер-люкс 5-звездочной гостиницы. Все автодома укомплектованы регулируемыми

Более роскошный модельный ряд B-Star-Line отличается вместительным гардеробом, специальными секциями для хранения багажа, в салоне повышенная теплозащита стен, резервуар для питьевой воды объемом 130 л. Обивка мебели производится на заказ из 17 вариантов, включая два вида кожи.

В серийную комплектацию автодома S-класса входит жидкокристаллический телевизор с диагональю экрана 17 дюймов. Кухня оборудована газовой плитой с тремя конфорками, духовкой, мощной вытяжкой, двухдверным холодильником объемом 150 л, раковиной, выдвигающимся баром с креплениями для бокалов и бутылок. Но посудомоечная машина устанавливается только по спецзаказу.

по высоте ремнями и подушками безопасности водителя и переднего пассажира, вместительными багажными отсеками, обогреваемыми зеркалами заднего вида, баками для питьевой воды объемом от 120 до 160 л, двумя аккумуляторными батареями жилого отсека и одной стартерной, а также обогревателями, предназначенными для водяного отопления с подогревом пола, воздушного отопления и подогрева воды и отопления кабины водителя. В таком доме можно с комфортом путешествовать летом и зимою.

Купава-3780 в базовой комплектации стоит около $17 000, но есть и более дорогие модели. Цены на европейские автодома значительно выше. Вместе с тем по мере увеличения дилерской сети компаний, продающих высококачественный товар, появилась возможность покупать автодома в кредит. В настоящее время только у компании Hymer в России шесть официальных дилеров. Три компании работают в Москве (Караван Центр, Кемпер Центр, Комтрансавто), по одной в Санкт-Петербурге, Уфе и Екатеринбурге.

Кому по карману?

Цены на автодома модельного ряда Bursher Elegance на шасси Fiat Duсato 18 превышают 80 000 евро. По словам Андрея Лешина, самый дорогой автодом среднего класса (тип кузова интегрированный) с учетом всех таможенных сборов обходится в 150 000 евро.

Популярная модель автодома в России Hymer Camp Classic, альковный автодом. На Западе лучше продаются автодома B-класса. Это связано с тем, что за рубежом такой вид отдыха и путешествий существует уже много лет, а европейцы ценят в путешествиях комфорт и качество. К примеру, модель Ahorn Camp TF 620, предназначенная для четырех человек, на шасси Ford Transit (двигатель 115 л. с.) стоит около 48 000 евро. Представитель этого же модельного ряда Ahorn Camp TF 690, но рассчитанная на семь человек, продается за 52 970 евро. Автодом Ahorn Camp М 690 на шасси Mercedes Sprinter 316 с двигателем мощностью 156 л. с., рассчитанный на шестерых, стоит около 60 000 евро.

Дом напрокат

Все эксклюзивные автодома делаются под заказ, как яхты. Автодома S-класса на шасси Mercedes стоят около 200 000 евро. На российском рынке в зависимости от комплектации стоимость хюмермобиля S-класса может варьироваться от 180 000 до 250 000 евро. Самый дорогой дом в серии люкс Niesmann-Bieshoff стоит от 500 000 евро. Но в России он не представлен. Вообще, цены на Luxury Bus могут доходить до 2,5 млн евро.

Арендные ставки тесно привязаны к сезонам и сроку аренды. К примеру, в Авто Трэвел в высокий сезон, приходящийся на летние месяцы, аренда домика на колесах, где могут с удобствами путешествовать четыре человека в течение 3-11 суток, составит 180 евро в сутки. В средний сезон (это апрель май и сентябрь) сутки аренды обойдутся в 145 евро, а в низкий (с января по апрель и с октября по январь) в 125 евро. В компании Мир Купавы можно арендовать российский автодом, условия аренды обсуждаются индивидуально.

Но покупать автодом не обязательно. Его можно арендовать. Услуги по аренде только в столице предоставляют несколько компаний. Как рассказали в представительстве Hymer, о положительной динамике спроса на автодома в России свидетельствует и тот факт, что этим летом на аренду автодомов была очередь, востребован был весь арендный парк. По словам Левинской, только один столичный дилер компании Hymer, открывший прокат автодомов, с апреля по май оформил аренду более чем на 200 человек.

В Европе, где создана обширная сеть компаний, сдающих автодома в аренду, ставки как минимум на четверть ниже, чем в России. За недельное пользование комфортабельным средством для отдыха в среднем возьмут от 450 до 1200 евро.

Минимальная стоимость одного дня аренды у официальных дилеров Hymer составляет 160 евро. К примеру, в компании Караван Центр автодом Hymer Exsis на четверых на срок от трех до семи суток обойдется в 180 евро, а от 15 до 30 суток в 160 евро в сутки. В цену входят страхование ОСАГО и КАСКО с франшизой, компенсация возможных мелких ремонтов, вызванных естественным износом в пути. Но маршрут предполагаемой поездки должен быть предварительно согласован с прокатной станцией.

В России автодом может арендовать только человек, достигший 23 лет и имеющий водительский стаж не менее двух лет. Потребуются паспорт и водительское удостоверение категории В. Для сравнения: в разных странах Европы также существует возрастное ограничение в 21-25 лет, а требуемый водительский стаж 1-3 года.

Получить автомобиль в аренду в России несложно. К примеру, в компании Авто Трэвел в зимний период и межсезонье заказ осуществляется за две недели, а летом за четыре недели. Стоимость бронирования составляет 20% от суммы проката. Залоговая сумма 30 000 руб. У дилеров Hymer условия практически не отличаются, но залог составляет 500 евро.

Преимущества путешествий в специально оборудованных автомобилях автодомах жители Западной Европы оценили давно. В настоящее время в 17 странах, включая Германию, Италию, Финляндию, Данию, Нидерланды и др., функционирует около 950 кемпингов, где готовы принять на стоянку и обеспечить всем необходимым тысячи автодомов.

Где остановиться?

3-звездочный кемпинг Растила находится в восточной части Хельсинки в 12 км от центра города. Услугами кемпинга круглогодично пользуются автотуристы из других стран, часть маршрута которых посещение финской столицы. На территории предусмотрено 165 электрифицированных мест для парковки передвижных домов.

Кемпинги, как и гостиницы, имеют свою классификацию. К примеру, кемпинг на территории центра отдыха Санталахти в южной части Финляндии 5-звездочный. На благоустроенной территории работает кафе, возведены бытовые постройки с сауной и прачечной. Площадки под навесом оборудованы грилем, организована детская площадка. К стоянке подведены электрические розетки, есть подключение к кабельному телевидению и Интернету.

Австрийскому кемпингу Арлберг присвоено 5 звезд. На территории предусмотрена стоянка, где рядом с парковочным местом есть отдельно стоящий домик с ванной комнатой. Также в кемпинге есть бассейн с подогревом воды, сауна, солярий, площадка для барбекю, прачечная, ресторан, магазины, площадка для детей. Подведено кабельное телевидение.

Ведущие позиции по количеству действующих кемпингов занимают Германия, Австрия и Италия. К примеру, в Италии в 12 км от Неаполя в сосновой роще находится туристический центр, включающий базу отдыха для местных и иностранных туристов и кемпинговую зону с обширной оборудованной парковкой. На территории есть ресторан, несколько баров, прокат оборудования и инвентаря. По вечерам для всех отдыхающих организуются вечера развлечений, проводятся дискотеки для взрослых и детей. Для путешествующих с животными на территории кемпинга построены вольеры, где на время можно оставить своих питомцев. Рядом находится большой оборудованный пляж с бассейном, кафе и магазинами.

В России сеть кемпингов развита слабо, По мнению экспертов, из числа существующих кемпингов большинство лишь с натяжкой отвечают принятым в Европе стандартам. В лучшем случае это небольшие базы отдыха или просто оборудованные стоянки для автомобилей.

В настоящее время компании, продающие автокемперы, сами составляют и маршруты для туристов. К примеру, в ноябре и декабре 2006 г. компания Караван Центр предлагает два автопробега по Европе. За 22 дня можно будет побывать в Польше, Чехии, Австрии, Италии, Франции, Германии. Путешествие включает не только отдых с остановкой в кемпингах (3-5 звезд), но и обширную экскурсионную программу. Протяженность маршрута 7342 км, стоимость 1500 евро с человека. Размещение от двух до шести человек в одном автодоме. В оплату включена стоимость виз и стоянки на всем протяжении маршрута. Питание, бензин и автомобильные сборы в цену не входят.

Несколько кемпингов есть в радиусе до 400 км от МКАД. Самый ближний от Москвы (140 км от МКАД) находится в Калужской области, в 7 км от г. Тарусы, в районе пионерского лагеря Отважный. Территория открытая площадка на берегу Оки, где построены беседки, мангалы, спортплощадка. Предоставляются услуги по прокату моторных лодок, а также организуются речные прогулки на теплоходе по Оке.

В российском представительстве Hymer назвали всего несколько адресов, где готовы принять и обслужить автодома. Так, в Москве в районе Гребного канала находится кемпинг Крылатское. На его территории располагаются мини-гостиница, ресторан, бар, боулинг, бильярд, сауна, оборудован пляж, действует прокат лодок.

В Ярославской области открыто два кемпинга. Один из них Майор Пронин находится в с. Засечье, на месте слияние рек Проня и Ока, в 255 км от МКАД. На территории работают кафе, бар, бильярд, возведены беседки, баня, коптильня, установлены мангалы. Предоставляются

Кемпинг Суздальский находится в одноименном городе Владимирской области в 220 км от Москвы, на территории Александровского монастыря. Для туристов есть беседки, русская баня, мангалы, можно заказать экскурсионную программу.

В кемпинге Верхневолжье на озере Вселуг в Тверской области (400 км от МКАД) объекты питания представлены кафе и баром. Развлечения бильярд, дискотека. На территории есть футбольное поле, песчаный пляж, организован прокат лодок, катеров, снегоходов и рыболовных снастей. Дополнительные услуги, предлагаемые в Верхневолжье, катание на лошадях, санях, снегоходах, обучение верховой езде, экскурсии на моторной лодке.

услуги по прокату лодок и снегоходов. Второй расположен в д. Никола (340 км от МКАД) на Рыбинском водохранилище и носит название У Сергея Васильевича. Трактир с камином, бильярд, баня таков набор предлагаемой инфраструктуры. Здесь же организован прокат лодок, катеров, рыболовных снастей, снегоходов. Для охотников предоставляются услуги по егерскому сопровождению.

На юге России, в Астраханской области (с. Селитренное), на реке Ахтубе, действует кемпинг Клевый берег. На территории открыты мини-гостиница, кафе, бар, бильярд, коптильня, баня, организованы питание, прокат лодок и катеров.

Новый гостинично-туристский комплекс Русское поселение, где есть стоянка для путешествующих в автокемперах, недавно открылся на юге Валдайского заповедника, в 360 км от Москвы. Комплекс стилизован под старинное русское поселение и включает ресторанно-досуговый центр, где находятся тренажерный зал, бильярд, две русские бани, обустроен причал.

Кемпинг будет рассчитан на одновременное пребывание примерно 50 автодомов. Важная деталь этот кемпинг специально возводится для караванеров из Санкт-Петербурга. Для гостей там будет предусмотрено всего 10 мест. По словам Андрея Лешина, стоимость проекта $400 00 По расчетам специалистов компании, кемпинг полностью окупится за три сезона и начнет приносить прибыль на четвертый год.

Но для того чтобы число россиян, предпочитающих путешествовать в домах на колесах, увеличивалось, действующих кемпингов недостаточно. В настоящее время компании, занимающиеся продажей и арендой автодомов в России, пытаются своими силами изменить ситуацию. Как рассказал Лешин, Авто Трэвел возводит кемпинг на берегу Финского залива, примерно в 100 км от Питера. Это будет первый в России кемпинг, построенный по европейскому стандарту. Цель наглядно показать, что такое настоящий кемпинг и как он эксплуатируется.

При недостатке в России обустроенных кемпингов выходом может быть предоставление услуг по обслуживанию домов на колесах в существующих гостиницах. Но высокая загрузка гостиниц практически повсеместно позволяет их владельцам не задумываться о дополнительных услугах. По словам Елены Гурьяновой, руководителя PR-департамента компании Русские отели, компания даже не рассматривает такие форматы туризма. По мнению эксперта, паркинг рядом с гостиницей неотъемлемая часть любого проекта компании, но дома на колесах пока настолько экзотичны на российских дорогах, что закладывать в концепцию будущего отеля их обслуживание экономически малообоснованно. Мы пока работаем на существующий высокий спрос на размещение для бизнес-потоков, подчеркивает она.

Парковка автодомов на территории действующих в России кемпингов платная. В московском кемпинге Крылатское машино-место стоит 1000 руб. в сутки, в Русском поселении на Валдае 600 руб. в сутки, в остальных кемпингах плата разбита на две составляющие: 700 руб. за парковку и 300 руб. организационный сбор, включающий услуги по вывозу мусора и уборке территории. Для сравнения: в Европе парковка на территории кемпинга обойдется от 14 до 20 евро.

В отличие от основательного дачного домика, расположившегося на собственном участке земли, мобильные дома лишены определенного места жительства. Правда, в представительстве Hymer считают, что раз автодом дорогое удовольствие, то человек, его приобретающий, имеет место для его хранения. Чаще всего гараж или специально возведенное строение на территории загородного дома.

Ночлег для автодома

Говорить о возможности или невозможности размещения автодома на подземной парковке жилого комплекса можно, изучив план стоянки, а также размеры машино-места, отмечает Алексей Медведев, заместитель генерального директора по организации продаж компании М.О.Р.Е.-Плаза. Например, в нашем жилом комплексе Обыкновенное чудо минимальная высота потолка подземных парковок составляет не менее 2,2 м, а размер самого машино-места 3 × 6 м. Поэтому разместить автодом на базе ГАЗа, в принципе, возможно. Что касается 7-метровой машины, то, даже если жилец купит два или более соседних машино-места, на такой огромной машине будет чрезвычайно сложно маневрировать в подземном гараже.

В городских условиях автодом можно припарковать на открытой охраняемой стоянке. Учитывая габариты, платить придется за два машино-места. По словам Валеха Рзаева, директора по внешним связям ГК Forum Properties, хранить автодом в подземном паркинге вряд ли получится. Даже в домах элитного класса на квартиру приходится, как правило, одно машино-место, редко два. Поэтому вряд ли кто-то сделает выбор в пользу автодома, а не городского автомобиля. Более того, автокемперы укомплектованы специальным газовым оборудованием для работы кухни, поэтому с точки зрения безопасности вряд ли они могут вызвать восторг у владельцев дорогих легковых машин, паркующихся рядом, подчеркивает он.

А Евгения Левинская отметила, что определенным тормозом является отсутствие сети автокемпингов по типу европейских. Вместе с тем компании, продающие автодома, не могут целиком взять на себя их строительство, так как нет у них землеотводов для этих целей. А те, у кого земельные ресурсы или возможность получения земли есть, в свою очередь, ждут, пока рынок автокемпингов станет более обширным.
Дом на колесах, дом на воде Когда рост цен на городское жилье делает его недоступным для 90% представителей трудноопределимого в России среднего класса, люди начинают искать альтернативы кто ближе, кто дальше. Прикинув актуальную цену своей панельной двушки и стоимость требуемой новой трешки, москвичи иногда фантазируют о самых нетривиальных способах изменить жилищные условия, благо темы для размышлений появляются. Например, на прошедшем в конце сентября Салоне яхт и катеров 2006 в Крокус-Экспо были представлены российские проекты плавучих домов. Не сказать что предложение в данном сегменте значительно. Но и спрос весьма невелик. На подмосковных водохранилищах плавдачи пока встречаются крайне редко.

В настоящее время в России еще не созданы благоприятные условия для автотуризма. По словам Андрея Лешина, путешествий внутри страны было бы больше, если бы не было проблем с местами стоянки и обслуживанием на таких стоянках. А это элементарное подключение к электросети и возможность залива воды, подчеркивает он.

Если не предпринимать никаких усилий по созданию баз-стоянок с необходимым сервисом за разумные деньги, то скорее всего плавдачи станут лишь очередной игрушкой для тех, у кого уже есть домик у воды. Для производителей плавучих домов устройство стоянок не профильный бизнес. А для инвестора-застройщика, если участок у воды имеет удобный подъезд и не имеет проблем с документами, интереснее построить нормальный коттеджный поселок.

Вряд ли можно всерьез говорить о том, что те же плавучие дома при всей их привлекательности станут распространенным жильем в московском регионе или составят конкуренцию классической даче. Хотя по цене это может быть вполне доступное жилье, и красивый, постоянно меняющийся вид из окон проще себе обеспечить, и доступ к воде самый непосредственный без необходимости покупать наиболее дорогие на загородном рынке участки. Но проблемы с инфраструктурой подводят. Впрочем, инфраструктурная и транспортная недостаточность Подмосковья мешает пока и обычные загородные дома рассматривать как альтернативу городской квартире, хотя девелоперы загородного рынка активно проталкивают идею в массы.

Владельцу необходимо иметь судовой билет и водительское удостоверение ГИМС для управления судном, объясняет Яна Смирнова, специалист по маркетингу оборонно-промышленного предприятия ДМЗ-Камов.

Самой плавдаче Митволь не страшен в отличие от дачи на берегу просто потому, что это ведь не строение, а судно (маломерное) и ему достаточно регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), кстати, и за землю платить не надо. Но места для стоянки таких судов должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к недвижимости у воды.

Дома лодки

По правилам плавания на внутренних водных путях судно также должно проходить техосмотр, но про такие мелочи производители плавдач не упоминают.

Дом на воде служит отличным местом для семейного и корпоративного отдыха. Нижняя палуба по-домашнему уютна, верхняя предназначена для активного отдыха. Здесь можно устраивать дискотеку, устанавливать бассейн и аттракционы для детей, загорать и готовить барбекю, говорит Смирнова.

Распространяться о достоинствах плавучего дома можно долго. Суть предложения полноценный просторный комфортабельный дом (в отличие от яхты или катера), который может передвигаться по воде и разнообразить отдых (в отличие от дома на берегу). Другие существенные отличия от яхты: малая осадка (от 25 до 70 см в зависимости от типа и загрузки), позволяющая плавдаче приставать к берегу там, где подойдет не всякая яхта. Большая ширина уменьшает качку, а меньшая зависимость от погодных условий расширяет границы лета.

Расположенный в Дубне ДМЗ-Камов в сентябре презентовал на Московском море инвестиционный проект RiverLife, кроме того, промышленный образец экспонировался на выставке в Крокус-Экспо. Houseboat RiverLife хорошая альтернатива загородному дому, уверена Смирнова.

Поскольку houseboat (хаусбот плавучий дом) маломерное судно, его пассажировместимость (считается по количеству спальных мест), как правило, меньше 12 человек. Рассчитаны такие суда на плавание по рекам, озерам, укрытым прибрежным морским зонам. В общем, нужна спокойная вода: волны не более 1,2 м, ветер не более 15 м/с. Автономность плавучего дома определяется техзаданием, в среднем 5-8 дней автономного хода. Отходы без проблем содержатся в специальных емкостях до встречи с приемщиком отходов.

Все же для России плавдачи отнюдь не диковинка. И речь даже не о самодельных плотах с домиком-бытовкой. Например, в московском водно-моторном клубе Десант-1 сообщили, что здесь проектируют и строят плавдачи уже в течение десятка лет. Если осенью заказать, к весне дача или дом будут готовы. В год, по словам директора клуба Десант-1 Павла Кокушкина, бывает 3-5 заказов.

Той же точки зрения придерживаются и в компании ТМ Houseboat.ru, которая предлагает почитателям водного отдыха хаусботы, произведенные в Америке. Ее владелец Ян Колтышев говорит, что лучше американцев хаусботы никто не строит. Мы сейчас единственные, кто привез в Россию первый настоящий хаусбот. Это шикарная 100-футовая лодка-дом. Мощная, довольно быстрая, с потрясающим уровнем сервиса, сплошной праздник на воде. Было непросто, но все прошло хорошо, рассказывает Колтышев. В ближайшее время компания планирует начать производство в России. Хотя очевидно, что этот рынок неразвит, продаж в России мало в отличие от Америки, где дома-лодки весьма популярны для отдыха.

Лет 10 назад, по словам генерального директора компании РЭТур (Речной экологический туризм) Александра Плотникова, идея плавдома для семейного отдыха на воде с уровнем комфорта, к которому привык в своем доме, возникла у группы энтузиастов водного туризма. Образцами такого обустройства послужили жилые баржи во Франции и Голландии, яхты друзей из Германии и Швейцарии, хаусботы Италии и др. примеров множество, подчеркивает Плотников. В России же, по его мнению, имеющиеся обширные водные пространства на 99% не используются. А комфортность и экологическая чистота водного проживания еще в полной мере не оценены экспертами.

Есть проект плавдачи в трех вариантах: несамоходное судно, самоходное со стационарным двигателем и самоходное с подвесным мотором. Корпус из стали, надстройка из бакелитовой фанеры, ничего супердорогого. На борту каюты для проживания 4-6 человек, кают-компания, камбуз, гальюн и душ с умывальником, солярий на крыше надстройки, открытые палубы-веранды в носовой и кормовой частях судна. Осадка такой плавдачи 25 см, размеры 12,4 × 4,4 м. В ассортиментном ряду также несамоходная плавучая дача для семейного отдыха на малых реках, озерах и водохранилищах. Она побольше (15-17 × 8,1 м, осадка 0,3 м), имеет две двухместные спальные комнаты, гостиную, сауну, солярий. Может эксплуатироваться круглый год, имеется автономная система водоснабжения и отопления. На зиму достаточно подтянуть дачу на берег с этим справится трактор.

Теперь компания готова выполнять заказы на модульные сборно-разборные самоходные плавдома с высоким уровнем комфорта, которые можно использовать как плавдачи, офис, кафе и ресторан на воде. Дома можно перевозить автомобильным и железнодорожным транспортом и собирать в районе использования.

Причины организационного и финансового порядка мешали приступить к осуществлению этой идеи, рассказывает Плотников. Но, общаясь с партнерами, я понял, что нужно плавсредство, отличающееся от всех имеющихся предложений, которые основываются на перестройке грузовых судов либо речных трамвайчиков. На таких плавсредствах технически невозможно создать домашний уют мешают размеры судов, их состояние (как правило, все они устаревшие).

Стальной корпус это три соединенных понтона с высотой борта 0,8 м, шириной 2,4 м, длиной 10,5 м, они образуют платформу площадью 7,25 × 10,5 м. Понтоны имеют поперечные переборки, обеспечивающие непотопляемость, кроме того, благодаря такой конструкции практически не ощущается качка. Хотя полного отсутствия качки можно добиться только на спокойной воде. В центральном понтоне симметрично монтируются две цистерны водоснабжения и сточных вод. Есть все необходимое для швартовки, постановки на якорь и схода на берег. Надстройка это оснащенные минимально необходимым оборудованием кухня-столовая, спальня, сауна, ванная комната. На крыше обустроено обитаемое открытое пространство солярий. Автономность 15 суток.

Исполнительный директор компании РЭТур Артем Осадчий добавляет, что плавучая дача (дом) изготавливается под наблюдением и в соответствии с требованиями ГИМС.

Такой плавучий дом (модель ПД-1) рассчитан на четырех человек и может эксплуатироваться круглый год. Дом комплектуется

Площадь палубы 70 кв. м. Жилая площадь (спальня, кухня-гостиная и санузел) занимает 35 кв. м, баня с предбанником и моечным отделением 18 кв. м, верхняя палуба 53 кв. м. Есть еще площадка для барбекю на 18 кв. м, она может заменяться на любое жилое помещение. Итого выходит 124 кв. м полезной площади, резюмирует Александр Плотников.

Для производства используются импортные металл, отделочные материалы и оборудование. Производится ПД-1 в свободной экономической зоне в Калининграде, поэтому при ввозе материалов и комплектующих из Европы не уплачиваются пошлины и налоги (НДС). Себестоимость складывается из затрат на материалы и работы, доставку к месту нахождения заказчика, регистрацию в ГИМС и для каждого заказчика рассчитывается индивидуально, говорят в компании.

дизель-генератором мощностью 5 кВт, системой отопления, обеспечивается горячей и холодной водой, фановой системой, можно устанавливать стационарный дизельный двигатель или подвесной мотор.

Для регистрации плавучего дома на водоемах в московском регионе не требуется регистрация прибрежных участков земли. ПД может швартоваться в любом понравившемся месте, подчеркивают в РЭТур.

Средние затраты можно оценить по общепринятым европейским ценам, принятым в судостроении, 3,5 евро за 1 кг водоизмещения металлоконструкций, доставка осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом (тремя фурами или контейнерами), что составляет в среднем 1,3-1,5 евро за 1 км. Водоизмещение 13 т, расстояние от Калининграда до, например, Москвы 1200 км. Если использовать самые простые отделочные материалы, учесть таможенные, налоговые и регистрационные расходы, то средние затраты составят $100 000, подсчитывает Плотников. Компания берет на себя регистрацию, т. е. решение всех вопросов юридического характера по легализации ПД.

Первые четыре плавдачи были изготовлены для датчан и сейчас используются во фьордах Скандинавии. Другие наши плавсредства (буровые платформы, паромы и т. д.) также успешно используются в бизнесе, к сожалению, не российских компаний, говорит Плотников. Но учитывая, что проблема доступа к земельным ресурсам в окружении основных мегаполисов с каждым годом возрастает, перспектива коммерческого использования плавучих домов вполне реальна, уверен он.

Цена плавдач, изготавливаемых ВМК Десант-1 $30 000-70 00 Готовый RiverLife стоит около $200 00 Завод может выполнять по 3-4 заказа в год. По словам Смирновой, на следующий год основной спрос формируют организации, работающие в области туризма. Ян Колтышев говорит, что на Западе цену на плавучие дома прежде всего определяют габариты (длина) судна, а кроме того имя завода, начинка судна и сезон.

На нижней палубе корабля размещены две каюты, душевая, туалет, кухня, бар и гостиная. Наличие бытовых удобств и вместительность помещений соответствуют требованиям, предъявляемым к загородному дому. Корабль оснащен системами вентиляции, кондиционирования, многоуровневой очистки и непрерывной подачи забортной воды, откачки сточных вод. RiverLife также оснащен полноценной кухней со встроенным холодильником, морозильником, керамической электроплитой, двухсекционной раковиной, горячей водой. Дизель-генератор 12 кВт обеспечивает электропитание, а при аварийной ситуации активизируется работа запасных аккумуляторов. Автономное плавание на корабле обеспечено в течение трех суток. Ходовые качества RiverLife высокая маневренность, осадка 0,6 м, средняя скорость 15,5 км/ч. На судне практически не ощущается качки, допускается плавание при высоте волны 1,2 и силе ветра не более 17 м/с.

В перспективы плавдач, похоже, верят в ДМЗ-Камов в Дубне. Как рассказала Яна Смирнова, дом на воде RiverLife, который выпустил на рынок ДМЗ-Камов, представляет собой двухкорпусный теплоход катамаранного типа (без машинного отделения, с двумя поворотными подвесными моторами и двухъярусной надстройкой), предназначенный для отдыха на воде, габариты 18 × 5,1 м. Судно относится к разряду маломерных и рассчитано на плавание по рекам, каналам, небольшим водохранилищам и озерам со средней интенсивности судоходством, зимний сезон период отстоя.

По мнению Яна Колтышева, суда проекта RiverLife пока недотягивают до западных стандартов. Там, как правило, строят полнообъемные суда (а не два поплавка) с высоким уровнем комфорта, отделки, энерговооруженности, и т. д. RiverLife полтора года ищет своих клиентов, говорит он.

По информации, размещенной на сайте ДМЗ-Камов, на Салоне яхт и катеров 2006 были подписаны несколько протоколов о намерениях, до трех кораблей завод строит к следующему навигационному сезону.

На Западе много корпоративных хаусботов, в разы больше частных. Статистика для Москвы и Подмосковья отсутствует, пока можно сказать только, что больших плавучих домов практически нет, а плавдач совсем немного. Точных данных по стоимости эксплуатации также нет.

Плавучие дачники

Существующие заоблачные цены на земельные участки с выходом к воде подтолкнули нас к оформлению как отдельного бизнеса идеи плавучего дома для обеспеченных граждан, туристических агентств, яхт-клубов и других организаций, так или иначе привязанных к водоемам, описывает потенциальную аудиторию Александр Плотников.

По словам Павла Кокушкина, плавучие дома заказывают как частные лица, так и дома отдыха. Последние сдают такие домики отдыхающим рыбакам, например, или делают водные аттракционы на основе плавдачи. Частные покупатели это, как правило, люди, имеющие собственный участок у воды и свой причал. Плавдача нередко превращается в баню на плаву. Кокушкин привел такой пример: сын владельца одного из коттеджей на берегу Пестовского водохранилища сильно досаждал папе шумными гулянками и заказал большую плавдачу специально, чтобы иметь возможность веселиться с компанией вне дома.

Нужен берег

Хотя первоначально РЭТур планировал строить плавдачи и сдавать их в аренду, а также организовывать самостоятельно туристические походы на плавучих домах и получать прибыль именно за предоставление услуги. Но сегодняшнее финансовое положение не позволяет за свой счет строить плавдачи и потом их эксплуатировать. Поэтому в этом году мы предлагаем ПД на продажу и занимаемся поиском инвесторов, говорит Плотников. К примеру, по его словам, ведутся переговоры о заказе плавдеревни из 15-20 ПД с подъездными путями и стоянками на воде автотранспорта на одном из лесных озер Подмосковья.

Кокушкин считает, что у RiverLife на Иваньковском водохранилище в 100 км от Москвы неплохие перспективы, во-первых, благодаря обширной акватории со множеством островков, во-вторых, потому что производитель планирует позаботиться о создании речного клуба и сервисного центра.

Главная проблема с плавдачей где ее держать. Павел Кокушкин уверен, что сдерживает спрос именно отсутствие хорошей и доступной по цене инфраструктуры. В существующих на подмосковных водоемах яхт-клубах плата за стоянку взимается в зависимости от длины судна, и получается, что держать в клубе плавдачу обойдется в $300-400 в месяц и более. За те же деньги можно снять на лето дачу в живописном месте.

Участники рынка загородной наземной недвижимости перспективы плавдач обсуждают без особого энтузиазма. Наталья Малютина, пресс-секретарь ГК Вашъ финансовый попечитель (ВФП), например, говорит, что технически эксплуатация самоходных плавдач в Рузской Швейцарии (проект ВФП на 40 000 га в Рузском районе) невозможна на Рузском водохранилище запрещено использовать моторные суда, допускаются только лодки и парусные яхты. То же самое на Можайском, Учинском водохранилищах, говорит Валерий Мищенко, директор по развитию инвестиционно-строительного холдинга Rodex Group.

Мы сами оказываем гарантийные и постгарантийные услуги по ремонту. Кроме того, ДМЗ-Камов предоставляет свой причал и крытые ангары для зимнего отстоя. Используя эти ресурсы, предприятие планирует реализовать проект по созданию собственного яхт-клуба, подтверждает Яна Смирнова. К счастью, инфраструктура и темпы развития г. Дубны, где расположено наше производство, открывают огромные возможности по осуществлению этого проекта. Интенсивно застраиваются коттеджные поселки, развивается направление водного отдыха и спорта, говорит коммерческий директор ДМЗ-Камов Дмитрий Панько.

Тарас Нечипоренко, генеральный директор Farm House, впрочем, считает, что, поскольку этот сегмент рынка совершенно не развит, у первопроходцев есть перспективы. Про возможности эксплуатировать плавучий дом в Москве в свете борьбы с дебаркадерами говорить не приходится, добавляет он, а за городом плавдачи уместнее там, где есть судоходство и существуют места стоянок.

В концепцию Рузской Швейцарии плавдачи попросту не вписываются. По словам Малютиной, помимо того что это может нарушить экологический баланс водохранилищ и рек, генеральный план не предполагает размещение на территории поселков и прилегающих к ним участков на берегу подобных частных плавсредств. Например, наш первый объект усадебный комплекс Бухта Бунино это 56 усадеб в стиле модерн с земельным участком от 1 до 3 га. Рядом присутствует яхтенная инфраструктура, Домик рыбака. Там нет необходимости иметь еще и плавдачу, говорит она.

В закрытых коттеджных поселках у большой воды организуются свои яхт-клубы, где содержать плавсредства имеют право только владельцы домов. Но для собственника коттеджа прелесть покупки плавдачи снижается практически до нуля: имея загородный дом в организованном поселке, владелец скорее захочет приобрести яхту, чем еще одну дачу, только на воде. Хотя возможны исключения, предполагает директор департамента городской недвижимости Vesco Realty Вера Лукина.

Павел Новоселов, президент компании Марина Девелопмент, который профессионально занимается проектированием яхт-клубов, говорит, что каких-то особых технических требований к стоянке для плавдачи, отличных от требований к яхтенной стоянке, нет. Плавдача, даже самая автономная, должна время от времени где-то получать чистую воду, электроэнергию, топливо, и куда-то сдавать отходы. Возможно, надо говорить о создании городка плавдач, аналогичных организованному коттеджному поселку, где суда будут обслуживать и обеспечивать безопасность пребывания на них. Иной перспективы я не вижу, если не иметь в виду загрязнение водоемов, уверен Новоселов. Идея продвигать на подмосковном рынке такие объекты кажется ему сомнительной (как и спрос на плавдачи) и даже вредной, если главные вопросы где брать питьевую воду и куда сливать дерьмо не будут решены.

Плавдача, может быть, и требует гораздо меньше капиталовложений, чем загородный дом на берегу водоема или моторная яхта аналогичного размера. Но пока в Подмосковье плавдачи не получили широкого распространения, несмотря на кажущуюся выгодность, констатирует Вера Лукина.

Плавучий дом это, конечно, оригинально, интересно, но непрактично. По затратам на обслуживание в 1,5-2 раза дороже, чем аналогичный дом в поселке, считает Мищенко. Твердь земная и нормальные коммуникации обычного коттеджного поселка пока выглядят привлекательнее и для покупателей, и для девелоперов, соглашается Новоселов.

Однако эксперт допускает, что более активное продвижение на рынок альтернативных загородным коттеджам объектов возможно в случае организации в Подмосковье соответствующих условий для их содержания: яхт-клубов, лодочных станций и, возможно, специализированных причалов, вынесенных за рамки коттеджных поселков. Тогда спрос на плавдачи может существенно вырасти за счет потенциальных покупателей сезонного загородного жилья в нижнем ценовом сегменте.

С ее точки зрения, главное, в чем плавдача проигрывает загородному дому для сезонного проживания, у плавдачи нет придомового участка. Значительное число покупателей коттеджей едут за город с детьми, а плавдача не предполагает возможности прогулок по собственной территории. Кроме того, постоянное нахождение на воде некоторые с непривычки довольно тяжело переносят, говорит Лукина.



Главная --> Публикации