Главная --> Новости --> Не смейте отнимать автомашины! Время перемен КРЕДИТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОШИВА Газфлот принял от Газтехлизинга в эксплуатацию на основе лизинга транспортно-буксирное судно Дунай КАМАЗ включился в реализацию президентских программ

ИНЕССА ПАПЕРНАЯ Информационный Журнал "Профиль"

Если в банковской рознице самой яркой точкой роста в последние два года безоговорочно является потребкредитование, то для корпоративных клиентов банки припасли в рукаве другой неслабый козырь. По примеру братского Китая, экономический рост нам должна обеспечить услуга с оптимистичным названием 'лизинг'. Лишившись части игроков в период летнего кризиса, этот рынок не сбавляет темпов и готовится к слияниям. Услуга финансовой аренды, представляющая собой разновидность кредитования юридических лиц и именуемая лизингом, с каждым годом увеличивает свою популярность на российских просторах. Рынок ежегодно прирастает 30-40%, в этом году он грозит перевалить за $5 млрд. Уже сейчас участники констатируют рост стоимости лизинговых договоров за год на 10-15 %. Число игроков, специализирующихся на этом весьма выгодном виде бизнеса, также стремительно увеличивается. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг), еще год назад в России действовало порядка 200 компаний, для которых лизинг являлся ключевым видом деятельности. Сейчас число игроков увеличилось до 25 При этом, как уверяют эксперты, рост конкуренции пока не ведет к падению доходности этого бизнеса - до перенасыщения рынка еще далеко. В развитых странах лизинг занимает 30-40% от всего объема инвестиций в основные фонды, в то время как в России этот показатель весьма скромен - всего 5%. 'Во время роста рынка нет смысла снижать свою маржу, такая ситуация может продолжаться еще несколько лет, - говорит гендиректор 'ВИП-Лизинга' Игорь Фомкин. - Вот когда произойдет насыщение рынка денежными ресурсами, тогда начнется 'битва за клиента'. Тем не менее 'уплотнение рядов' все же заставляет игроков идти на удешевление своих услуг и создание более благоприятных условий. По данным Рослизинга, взимаемая лизинговыми компаниями комиссия за год снизилась с 5-10% до 1-4% годовых в рублях. Помимо комиссионного вознаграждения клиенту придется раскошелиться на кредитную ставку. Интересно, что и в этом сегменте финансового рынка 'Профилю' удалось обнаружить так называемый беспроцентный кредит, ставший в нынешнем году самой популярной маркетинговой 'фишкой' при продвижении потребительского кредитования частных клиентов. В сентябре петербургская группа 'Интерлизинг' и поставщик датского специализированного оборудования для водоканалов 'Балтпроект' запустили совместный проект лизинга под 0%. Как сообщили в компании, технология такой схемы аналогична беспроцентному кредиту в магазинах: поставщик оборудования предоставляет скидку на товар, в которую и закладывается лизинговая ставка, - сам клиент не ощущает наценки, но не получает и скидки. Разница между ценой поставщика и продажной ценой идет в карман кредитующей стороны, и все довольны. В 'Интерлизинге' сообщили, что акция продлится до начала следующего года, - пока сделок по ней, правда, не заключено, но переговоры с водоканалами ведутся. Выход на передовые рубежи ознаменовался не только завидными темпами роста и достижениями в маркетинге - в нынешнем году признания себя полноценными членами бизнес-сообщества игроки лизингового рынка дождались от вездесущей финансовой разведки. Теперь лизинговые фирмы находятся в числе организаций, обязанных сообщать Финмониторингу обо всех подозрительных сделках, - дабы никоим образом не способствовать отмыванию грязных денег. Пока что структуры мало страдают от возложенной на них почетной обязанности. По словам руководителя одной из компаний, объем операций не очень велик и необходимость 'стучать' в финразведку не слишком осложняет жизнь. Однако с неизбежным ростом числа сделок доносить будет все хлопотнее. Он такой один Причина бурного роста рынка - в повышенном спросе на лизинговые услуги, обладающие рядом привлекательных для клиентов особенностей. Степень изношенности основных фондов российских предприятий, как известно, приняла угрожающие масштабы - требуется немедленная модернизация. А намечающиеся в некоторых отраслях точки роста производства увеличивают потребность в новом современном оборудовании и высоких технологиях, весьма дорогостоящих. В таких случаях лизинг - один из самых оптимальных финансовых инструментов, хотя простой эту схему не назовешь. Сначала компания-лизингодатель на собственные средства покупает необходимое компании-лизингополучателю оборудование у поставщика, которое затем по договору лизинга передается предприятию в пользование. В собственность клиент получает товар только после полного перечисления всех необходимых платежей, включая проценты. В отличие от других способов приобретения оборудования - оплаты по факту поставки, покупки с отсрочкой платежа, банковского кредита - лизинг имеет ряд обеспечивающих его популярность преимуществ. Во-первых, он позволяет пользоваться благами технологического прогресса на льготных условиях: расплачиваясь за оборудование постепенно, приступить к его эксплуатации можно сразу же после выплаты первоначального взноса (обычно это 20- 30% от стоимости товара). Так что начать зарабатывать деньги на покупке - будь то КамАЗ, самолет или сложная холодильная установка - можно задолго до погашения всей суммы долга. Во-вторых, залогом по лизинговой сделке является сам приобретаемый товар, и дополнительного обеспечения под проект, как правило, не требуется. При обычном кредитовании залога, как правило, не избежать. В-третьих, средние сроки лизинга составляют 3-5 лет, в то время как сроки традиционных банковских займов редко превышают один год. Еще одно преимущество - дополнительные затраты (монтаж, доставка, страхование имущества и пр.) при лизинге могут быть учтены в платежах по договору лизинга, и дополнительного финансирования из собственных средств не потребуется. Один из самых 'убойных' козырей - весьма заманчивые налоговые поблажки. Например, лизинговые платежи (основная часть долга и проценты) полностью относятся на себестоимость продукции и уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, по лизинговым операциям клиенту возмещается уплаченный НДС - причем со всей суммы платежа, в которую входят также страховые перечисления, транспортные услуги и лизинговые проценты. При использовании лизинговых схем также существует возможность в три раза быстрее списать на себестоимость приобретенное оборудование - к объекту лизинга разрешено применять ускоренную амортизацию с коэффициентом ускорения до Это, в свою очередь, может существенно сказаться на выплатах по налогу на прибыль и на имущество. Вместе с тем не все так безоблачно: ставки по лизинговым операциям всегда на 2-3 процентных пункта превышают ставки по кредиту. 'Но за счет льгот экономия средств клиентов, отдавших предпочтение лизингу перед кредитом, составляет не менее 15%', - утверждает руководитель бизнес-блока лизинговых операций ФК 'УралСиб' Дмитрий Шицле. Да и для самих финансистов лизинговые операции куда привлекательнее классического кредитования. Ведь право собственности на объект лизинга (это может быть не только транспорт или оборудование, но практически любое движимое и недвижимое имущество - в том числе здания) сохраняется за лизингодателем, что как нельзя лучше страхует кредитные риски финансовой стороны: случись что, реализовать такой товар будет куда легче. Ресурсами лизинговые компании, как правило, обеспечивают банки (это могут быть и материнские структуры, и сторонние игроки). Реже используются собственные ресурсы или средства учредителей. Крупнейшие лизинговые компании сегодня пытаются решить проблему финансирования через выход на публичный рынок: уже в 2002 году, когда бум на рынке облигаций еще только зарождался, 'РТКлизинг' разместила долговые бумаги на 1,5 млрд. рублей, годом позже компания 'ГлобусЛизинг' привлекла 320 млн. рублей, а 'Информ-сервислизинг' получила 15 млн. рублей. С тех пор эти игроки вошли во вкус и выпустили еще по несколько дополнительных выпусков. Присоединяются к ним и новички на фондовом рынке - буквально на днях 'СТИН-финанс' (50% акций принадлежит 'Машлизингу') зарегистрировала выпуск на 300 млн. рублей. Однако на такие подвиги готовы не все, ведь выход на долговой рынок требует проведения аудита известной фирмой, получения кредитного рейтинга, повышения прозрачности бизнеса. По оценкам аналитиков, чтобы лизинговая компания могла себе позволить эмиссию облигаций, объем ее кредитного портфеля должен быть не менее $100 млн., а таких совсем немного. 'Мы слишком маленькие для проведения эмиссий, - говорит руководитель одной из российских компаний. - Приемлемый объем займа должен составлять не меньше $30 млн., иначе обслуживание выпуска не окупится, а мы в таких крупных средствах не нуждаемся'. Активно привлекаются и деньги Запада: лизинговые компании финансируют такие крупнейшие финансовые институты, как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и подразделение Всемирного банка - Международная финансовая корпорация (IFC). Лидеры рынка расширяют доступ к финансированию за счет привлечения коммерческих кредитов поставщиков и гарантий экспортно-кредитных агентств развитых стран. Остаться в живых Летний финансовый кризис, ураганом пронесшийся по банкам, не мог не задеть и лизинговый рынок. Это и понятно: большая часть - 80% - лизинговых компаний создана при банках, производителям оборудования принадлежит только 15%, а оставшиеся 5% являются независимыми лизингодателями. Из-за кризиса многие кредитные организации вынуждены были сократить или вовсе свернуть свои кредитные программы, среди пострадавших оказались и лизинговые структуры. Для многих из них кредитные линии были отозваны или заморожены. По словам гендиректора компании 'РЕСО-Лизинг' Андрея Мокина, из-за потери ликвидности и опасений повторения кризиса сократилось количество банков, финансирующих лизинговые проекты на длинные сроки, из-за чего на рынке образовался дефицит ресурсов. 'Ставка привлечения кредитов на три года и более под лизинговые проекты прекратила снижаться и даже слегка подросла, где-то на 0,5-1,5%', - говорит Мокин. В итоге большинство лизинговых компаний было вынуждено свернуть активную работу и изменить кредитную политику: если в целом за год средние ставки в рублях упали с 18-25% годовых до 14-20%, то летом стоимость лизинговых проектов с учетом удорожания банковских ресурсов выросла на 1-3%. 'Многие лизинговые компании, работавшие с заемными средствами (а таких более 80%), не могли получать финансирование в полном объеме, - говорит ведущий менеджер по лизингу отдела продаж Объединенной финансово-лизинговой компании Илья Мучкин. - По этой причине клиенты либо уходили в другие компании и банки, либо ждали финансирования'. Так что для части игроков кризис сыграл на руку - ухудшение положения конкурентов во многом способствовало перераспределению клиентской базы на рынке. 'В июне- июле на у нас был отмечен приток клиентов', - вспоминает Николай Волянский, директор по маркетингу компании Europlan. Да и отказ банков кредитовать некоторые предприятия заставил их в поисках альтернативы обращаться в лизинговые структуры. По словам гендиректора 'Авангард-Лизинг' Александра Кожевникова, после летнего банковского кризиса количество обращений возросло именно потому, что многие банки начали отказывать корпоративным клиентам в финансировании. Некоторых игроков лизингового рынка пошатнувшееся во время финансовых перипетий положение все же заставило выйти с предложением о продаже бизнеса. 'К нам обратилось порядка пяти средних и мелких компаний, желающих продать свои портфели и закрыть бизнес', - сообщил 'Профилю' директор департамента развития бизнеса компании 'Центр-Капитал' Сергей Кондаков. По его словам, среди желающих продаться - не только 'дочки' вдруг отлученных от длинных денег производителей, но и структуры прогоревших по время кризиса банков. Известно, например, что лопнувший 'Диалог-Оптим' имел собственную лизинговую компанию с соответствующим названием - 'Диалог-Оптим Лизинг'. Судьба ее после 'похорон' материнской структуры была какое-то время неизвестна - телефоны компании молчали. Сейчас, по словам участников рынка, контора сменила вывеску и ищет новых инвесторов. Порвать связи с проштрафившимся банком оказалось легко, как это часто бывает, лизинговая 'дочка' была записана на частных лиц. Информацию о поступающих предложениях по продаже 'лизингового дела' вместе с клиентскими базами подтверждают и другие игроки. 'Все чаще небольшие компании обращаются к большим фирмам или банкам, имеющим собственные лизинговые проекты, за 'рефинансированием', - говорит гендиректор компании 'Абсолют-лизинг' Ашот Бычков. - Через какоето время торговля такого рода активами, возможно, даже сформирует некий рынок'. Однако пока о такого рода сделках широкой публике ничего не известно. Единственной публичной сделкой в свое время стала продажа 'Дельта-лизинга' - эту компанию в 1999 году создал американский фонд Delta Private Equity Partners (ранее Delta Capital). В прошлом году она была продана компании Baring Vostok Сapital Partners и переименована в 'Европлан'. Параметры сделки не указывались, однако, по словам управляющего директора Delta Private Equity Partners Геннадия Лозовского, 'возврат на вложенные в компанию средства составил порядка 40% годовых'. В этом случае компания была продана отнюдь не из-за ухудшения ее состояния, а как раз наоборот - для Delta Private Equity Partners продажа уже раскрученных компаний является бизнесом. Кстати, оценка лизинговых компаний и банков проходит по схожей схеме. По словам Геннадия Лозовского, стоимость фирмы оценивает сам покупатель из расчета размера собственных средств структуры, умноженных на поправочный коэффициент (от 1,5 до 4,5). Конкретный уровень корректировки зависит от многих факторов, в числе которых прогноз развития компании, ее положение на рынке и финансовые показатели. Сейчас Delta Private Equity Partners раскручивает еще одну свою лизинговую компанию под тем же брендом - 'Дельта-лизинг' (бывшая 'Дельта-лизинг Дальний Восток'), которая предлагает услуги на востоке страны. Однако продавать ее фонд не спешит - кредитный портфель компании с каждым годом увеличивается вдвое и пока 'такая корова нужна самому'. Иностранная разведка Укрупнению бизнеса помимо пережитого кризиса будут способствовать и складывающиеся тенденции развития рынка, считают эксперты. Через некоторое время в качестве универсальных останутся только очень большие компании - причем они будут оформлять конкретные направления лизинга в отдельные 'дочки'. Остальные компании либо найдут какую-то специализацию (по видам имущества, по типам операций, по типам клиентов), либо будут вытеснены с рынка. А когда речь заходит о размере, отечественному производителю становится трудно составить конкуренцию иностранцам. О том, что лизинг по-русски становится все более привлекательным, говорит недавнее заявление итальянской группы UniCredito - она решила совместно с крупным российским страховщиком РОСНО создать лизинговую компанию 'Локат Лизинг Россия'. Правда, несмотря на то, что новость была озвучена еще в сентябре, компания пока на свет не появилась. Как сообщили 'Профилю' в страховой компании, 'в настоящий момент идет согласование условий сотрудничества, до конца года будет принято окончательное решение'. Это не первый западный проект на российской ниве лизинга. Здесь уже вовсю работают 'дочки' иностранных кредитных организаций: 'КМБЛизинг' (дочерняя структура ЕБРР), 'Райффайзен-Лизинг' ('дочка' австрийского Райффайзенбанка), 'БСЖВ-лизинг' ('дочка' французского 'Банк Сосьете Женераль Восток'), вынашивает такие планы Дрезднер Банк. Отличием является то, что UniCredito решила начать свой бизнес в России именно с лизинга, а не с банковского направления (хотя ходят слухи о покупке итальянцами Росбанка, но пока они не подтверждаются). Впрочем, этот опыт не уникален: именно таким образом на российский рынок заходила скандинавская Hansabank Group - в конце позапрошлого года вместе с ЕБРР ею была создана дочерняя лизинговая компания Hansa Leasing Russia (за 2002-2003 годы компания участвовала в финансировании проектов на общую сумму более 150 млн. крон). И лишь потом Hansabank Group решила заняться непосредственно банковским бизнесом, купив небольшую кредитную организацию 'Квест'. У 'западников', конечно, есть серьезное преимущество перед отечественными фирмами - наличие дешевых 'длинных' денег от материнских структур. Однако коллеги по цеху без паники смотрят на экспансию из-за бугра. 'Иностранные компании, скорее всего, интересуют в основном крупные клиенты, поскольку наш отечественный мелкий и средний бизнес устроен совсем не так, как за рубежом. Крупные же российские структуры работают по технологиям, сходным с западными. Поэтому можно сказать, что иностранцы пришли не формировать рынок, их цели пока локальны', - говорит начальник управления кредитования Национального банка развития Инна Наумова. К тому же западные компании в основном продвигают продукцию 'своих' клиентовпоставщиков - так что и в этом их деятельность точечна. Мнение Наумовой подтверждает задекларированное намерение 'Локат Лизинг Россия' заняться лизингом именно итальянских транспортных средств и оборудования, в то время как Hansa Leasing Russia специализируется на обслуживании транзита российских грузов через страны Прибалтики посредством лизинга железнодорожных вагонов. 'Специфика лизинга состоит в том, что он представляет собой сложную, многоплановую сделку, - добавляет Ашот Бычков из 'Абсолют-лизинга'. - Продукт - это целый набор услуг, прилагаемых к деньгам. Поэтому сам по себе факт появления еще одной лизинговой компании, которая может предложить лизинг на 2% дешевле, не является определяющим'. По мнению специалиста, немаловажное значение имеет скорость оформления сделки, а в этом плане у местных компаний - все козыри. Да и требования у западных пришельцев к своим клиентам гораздо строже, как по финансовой прозрачности (им нужны первоклассные заемщики), так и по размеру сделок. У отечественных же игроков интерес к небольшим сделкам растет с каждым годом, а минимальный порог сумм постепенно снижается. Немаловажным для необъятной Родины является и вопрос близости местонахождения клиента и финансиста. Поэтому грядущее укрупнение и приход 'западников' вряд ли приведут к исчезновению с лица земли небольших российских лизинговых фирм. По мнению экспертов, если что-то и мешает развитию рынка, то только отечественные законы: в апреле определение Конституционного суда поставило под сомнение законность схемы уплаты НДС при лизинговых операциях - как, впрочем, и при всех кредитных схемах. Хорошо, что к осени служители Фемиды одумались и посыпали голову пеплом. Среди других нерешенных вопросов - оформление в лизинг недвижимости, точнее земли, на которой данная недвижимость расположена: пока предметом лизинга не могут выступать земельные участки и земельные объекты.



Главная --> Новости